Советская школа как социально-политический феномен

Процесс создания новой школы происходил в условиях нестабильно­сти,противоречивости в социально-­экономическом и социально­-политическом развитии страны после Октябрьской революции.

Подлинно гуманистические педагогические воззрения испытывали сильней­шее давление со стороны официальной педагогики (признаваемой и поддер­живаемой государством ­ Н. С.), все более политизировавшейся и принимав­шей все более авторитарный характер.

Создание новой школы определялось принципиальными теоретико­-методологическими положениями, отраженными в таких важных документах как «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», утвержденное на заседании ВЦИК 30 сентября 1918 года и «Основные принципы единой трудовой школы» («Дек­ларация») от 16 октября 1918 года.

Именно в них школа ориентировалась на развитие личности как высшей ценности социалистической культуры. При этом личность представала как единство индивидуального и социального в их равноценности как для личности, так и для социалистического общества.

Само развитие личности в этих документах представлялось как про­цесс расширения, обогащения, усиления и совершенствования ее природных начал, как это формулировал П.Ф. Каптерев в дореволюционный период, и как это было сформулировано А.В. Луначарским в «Обращении народного комиссара по просвещению 29 октября 1917 г.»и в ряде других выступ­лений, статей.

Структура школы как единой в ее вертикали (основывается на принци­пе преемственности от первого до выпускного класса), общей и доступной для всех, давала детям и молодежи возможность осуществить право на полу­чение образования во всех его ступенях.

Многообразие этих вертикалей да­вало индивиду право выбора вертикали в соответствии с собственными по­требностями и возможностями. В 1925 г. СНК РСФСР установил с этой целью преемственность между техникумами и вузами одной специальности.

Введение труда в школе рассматривалось с позиций принципа приро­досообразности (как возможность проявления активности ребенка в процессе познания мира с широкой гаммой эмоциональных переживаний при овладе­нии новым опытом деятельности) и культуросообразности (как средство вве­дения ребенка в культуру труда, в трудовую деятельность, доминирующую в жизни человека и общества). Изучение труда во всем многообразии его со­держания, видов и форм давало учащимся возможность свободного самооп­ределения в выборе профессии.

Интересно
Содержание, методы, организация педагогического процесса в школе должны были помочь ребенку освоить отношения с миром природы и усло­вия жизни в ней, отношения с миром людей и условия жизни среди них, обеспечить познание себя и условий, способов, целей собственной жизнедея­тельности как органической части природы и человечества в их историче­ском развитии.

Так, например, указание о том, что режим работы школы должен ос­тавлять место для свободного его использования ребенком, можно расцени­вать как предоставление ему права на свободу в организации собственной жизнедеятельности, при которой он научится самостоятельно жить, планиро­вать свое время, то есть реализовывать собственную индивидуальность в ми­ре людей.

Коллективизм в «Декларации» рассматривался как ценное качество, характеризующее человека социалистического общества как полноправного, активного и сознательного его гражданина. В нем видели средство воспита­ния способности к «общим переживаниям и к солидарности», средство со­циализации, основу для «осознания себя солидарной частью великого цело­го ­ радостное и прочное товарищество».

Вместе с тем, в процессе обучения и воспитания, в организации раз­личных видов деятельности детей подчеркивалась необходимость индиви­дуализации. Она понималась как учет природных склонностей, особенностей характера, личных потребностей детей.

Отношения ребенка со школьной средой виделись авторам как «брат­ские, любвеобильные», равные отношения учащих к учащимся (без строго­сти и наказаний); отношения партнерства в деятельности; участие детей в са­моуправлении (чтобы они могли получить опыт гражданской жизни); свобо­да и простор в организации обществ и объединений; учет общественного мнения учащихся во всей деятельности школы. В этих характеристиках про­является стремление к выстраиванию отношений на основе равной ценности отдельной личности и общества.

Интерес представляет сам стиль «Декларации» в отношении того, что в наше технократическое время получило название «модель лично­сти»: образ гражданина советского государства предстает не как жесткий перечень необходимых качеств, а как «единство при максимальном разно­образии», как всемерное и наиболее полное развитие природных свойств ребенка.

Интересно
Таким образом, в «Декларации» закладывались идеи и принципы, обеспечивающие права ребенка как личности в мире взрослых, гуманные по своему характеру механизмы социализации, оставляющие место свобо­де самоопределения по мере самоосознания своих связей и зависимостей с обществом.

Особенностью трактовки нового образа школы стала обусловлен­ность целей, содержания, методов, форм, ее назначения не только отноше­ниями с обществом, государством, самими детьми, но и с политической партией. «Творцы и новаторы» (З.И. Равкин) этой школы искали ее идеоло­гические основания.

В дореволюционный период влияние классовых отношений на школу проявлялось, преимущественно, в ограничении или ли­шении возможности образования для низших классов, что нарушало право человека на собственное совершенствование.

После революции школу пре­вратили в орудие «классового воспитания и перевоспитания всех» (Н.К. Крупская, 1929 г.)

Этому способствовало осуществ­ление идеи связи школы с жизнью, пропитывание ее политикой.

Превращение школы в специальную воспитывающую среду сопро­вождалось установлением многообразных связей ее с внешней средой. По­этому целевые установки школы ставились в зависимость от особенностейэкономики, быта, идеалов эпохи. Исходя из этого посыла, задачи школы периода 1917 ­ начала 20-­х гг. определялись обстановкой революционной борьбы «за идеалы рабочего класса» и строительства нового, небывалого доселе социалистического общества, которому нужны знающие, инициа­тивные и творческие люди.

Так, в Программе ВКП(б), принятой VIII съез­дом (1919), было зафиксировано: «В период диктатуры пролетариата, т.е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспиты­вающего влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного оконча­тельно установить коммунизм».

Как свидетельствуют современ­ные исследователи истории советской школы и педагогики (М.В. Богуслав­ский, Д.Э. Днепров, З.И. Равкин, Л.А. Степашко и др.), эта политическая установка прошла лейтмотивом через всю историю советской школы, при­няла законодательный для нее статус, получила свое развитие и конкрети­зацию в педагогической теории и практике, обусловив доминирование об­щества над личностью.

В число задач школы включалось познание самых важных жизнен­ных процессов и их взаимоотношений. Общественные процессы и жизнь внутри них оценивались как важнейшие.

В связи с этим подходом глав­ным делом школы становилось воспитание человека, «согласованного с общественной жизнью», способного к солидарности и единодушию с другими, любящего свободу общества, свободу людей.

В конце 20­-х ­начале 30-­х гг., в связи с расширения работы по ин­дустриализации страны, в целевых установках школы происходили изме­нения: главным становилось вооружение детей системой научных знаний.

Результатом этого стало превращение школы из института воспитания в традиционную «школу учебы» (Н.К. Крупская). Все индивидуальные си­лы, преимущественно умственные, должны были концентрироваться на обеспечении лучшего восприятия теоретических знаний, умений, навы­ков, на повышении качества обучения.

Недостаточность такой направ­ленности школы для развития личности была убедительно доказана педа­гогами задолго до революции. Они утверждали, что при этом школа час­тично утрачивала те механизмы, которые обеспечивали реальное взаимо­действие ребенка со всем многообразием внешнего мира, действительную востребованность его социальных сил.

Однако нельзя утверждать, что школы прекратили устанавливать связи с обществом и государством. Они знакомили с общественно­-государственной деятельностью, но в основном через содерысание образования, которое включало в себя научный, культурный, социально­-политический опыт человечества, делающий ребенка звеном истории человеческого общества, через коллективные формы организации деятель­ности школы, пионерскую и комсомольскую организации.

Интересно
Образ «новой» идеальной школы представлялся как элемент обще­ственной жизни («социальный орган»), но в то же время самостоятель­ный, со своим собственным укладом «социальный организм», который максимально связан и с окружающей общественной жизнью, и с собст­венной детской. Такое соединение школы с окружающей жизнью обусловливалось, в частности, и тем, что жизнь ребенка протекает не только в школе, но и вне ее.

Организация взаимодействия школьной и внешколь­ной сфер детской жизни превращала школу в среду, способствующую по­лучению детьми опыта вариативности их соотношения, определения ха­рактера этого соотношения и выбора соответствующего поведения.

Важнейшим способом организации этого взаимодействия С.Т. Шацкий, на­пример, считал процесс самоосмысления детьми уже имеющегося у них личного жизненного опыта и создание нового (1924).

Перерабатывая собственные социальные впечатления, ребенок принимал социальные нормы жизни, входил в отношения со всеми сферами жизне­деятельности человека и с людьми. Все в школе, так или иначе, «прохо­дит через фильтр детских восприятий, эмоций и действий». Иначе, как замечал, Н.Н. Иорданский, все будет натаскиванием на учебу, чем неред­ко отличалась старая школа.

В послереволюционный период трактовка школы как педагогически организованной среды в большей степени наполнилась собственно средовы­ми смыслами и характеристиками, чем в предшествующий период. Эта связь должна была выражаться в учете особенностей, которые накладывали на де­тей город или деревня, фабрика или другое предприятие.

Все это должно бы­ло составлять основу для содержания деятельности школы внутри себя по отношению к детям и поле для преобразовательной деятельности в данной среде. Установление этих связей было чрезвычайно значимым: педагогика осознавала фактическое превалирование не поддающегося контролю и регу­лированию воспитательного влияния внешней среды по сравнению со шко­лой. Школы превращались, в культурные центры окружающей, более широ­кой среды. Это создавало возможности преобразующего влияния на среду, ее педагогизация.

Педагогически направленное воздействие школы на детей, через детей на взрослых и среду способствовало введению ребенка в разного рода взаимодействия со взрослыми, для чего организовывались общественно-полезный труд и общественно политическая деятельность. Значимость таких связей Н.Н. Иорданский, А.Г. Калашников, Н.К. Крупская, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий и др. усматривали в том, что ребенок мог ощутить себя равноправным членом общества.

При этом педагоги осознавали значительные трудности этого пути развития школы. Они были обусловлены, прежде всего, тем, что выдвинутые задачи и специфика процесса их осуществления недос­таточно понимались не только населением и коммунистами, но и самими учителями. На это многократно обращала внимание Н.К. Крупская. Школа давала возможность контролировать и регулировать связи со средой, снижая тем самым силу негативных влияний.

Таким образом, взаимодействие внешней и внутренней школьной сре­ды способствовало обогащению школы наиболее значимыми для организа­ции воспитания элементами естественной среды. В результате педагогика «школы учебы» превращалась в педагогику жизни.

Н.Н. Иорданский выделил элементы, приближающие школу к естест­венной общественной среде. К ним он отнес:

  1. Товарищество. Значение товарищества Н.Н. Иорданский усматривал в том, что оно захватывает ребенка и отрывает от рамок семьи, ограниченных кровными связями, значительно расширяя круг общения.
  2. Сплоченный коллектив со своими порядками, правилами и законами, которые сложились как результат общественной жизни детей. Идея равно­правия здесь покоится на «общности и однородности интересов». Школьная среда стремится сделать из него «заядлого школьника».
  3. Самоуправление, которое построено на принципе самодеятельности и самодисциплины и строго регулирует жизнь детей.

Стремление сделать «новую» школу более значимой и для детей, и для общества обусловило внимание педагогов к изучению отношений школы с детьми, что, по мнению С.Т. Шацкого, ранее оставалось «вне педагогическо­го понимания» и целенаправленной организации.

Наибольшие возможности для педагогически целесообразного и педа­гогически контролируемого влияния на развитие у детей социальных чувств, сознания, навыков поведения давало включение их в деятельность по устрой­ству своей школы, где они могли строить свой мир, свою товарищескую сре­ду, проявляя активность, инициативу, творчество, реализуя при этом собст­венные индивидуальные и социальные интересы и потребности.

Уже сам факт объединения школой большого количества детей обеспечивало включе­ние их во взаимодействие со многими людьми внутри и вне школы: с други­ми детьми, причем разного возраста и интересов, с педагогами, с представи­телями различных общественных организаций и т.п.

Внутри школы, стихий­но или под руководством педагогов, создаются детские объединения, круж­ки. Восприятие детьми школы как своего дома, на котором вырастает «чув­ство школы» как места жизни, дает им возможность почувствовать и осоз­нать свою связь с целым, свою принадлежность ему, почувствовать значи­мость этой связи для себя и для целого.

Этим обусловлено педагогическое требование «создать» у ребенка приятное, радостное впечатление от отноше­ний со школой, «ввести» его в то, что такое школа и что ее составляет (люди от учителя до сторожа, имущество), привлечь детей к украшению и обуст­ройству класса и школы (П.П. Блонский). На этом в свое вре­мя настаивал и К.Д. Ушинский.

Акцентируя внимание на необходимости отражения в строе и духе школы, в ее содержании интересов самих детей, педагоги, с одной стороны, признавали влияние самих детей на школу, а с другой ­ демонстрировали гу­манистическое стремление создать возможности для получения детьми опы­та по созданию условий собственной жизни, в которой происходит осознание и взаимодействие «Я» и «МЫ». При этом каждый ребенок должен был стать носителем и индивидуального и общего, получаемого от взаимодействия с другими детьми, с классом или школой.

Интересно
В то же время школа, как и отдель­ные классы, могли приобрести свое особенное лицо, в котором бы отража­лись разнообразные лица самих детей: «Если нет такого индивидуального лица класса и школы, значит, недостает ей существенного элемента, характе­ризующего нормальный класс и школу, нет полно живущего своей жизнью школьника. Он чужд ей. Он не создает ее, она прививается к нему, как нечто чуждое» (Н.Н. Иорданский, 1925).

Влияние детей на школу рассматривалось и с социально­классовых по­зиций (особенно в конце 20-­х гг.), потому что дети несли в школу интересы, желания, влечения, оценки, особенности восприятия мира, свойственные классу, к которому принадлежат их родители (А.Г. Калашников, М.В. Крупе­нина, В.Н. Шульгин). Все это делало школьную среду все более разнообраз­ной и сложной.

Специальное внимание в развитии чувств и навыков общественности обращалось на роль такого специального учебного объединения детей в школе как «класс» (в терминологии 20-­х гг. ­ «группа»). В этом внимании отражено правило классической педагогики о влиянии зоны непосредст­венного контакта, которая приобщала к миру через чувственное воспри­ятие, через личный опыт ребенка.

Небольшая численность, непосредствен­ные, постоянные и разнообразные взаимодействия в классе делают это объединение близким и понятным ребенку

Это дало основание П.П. Блон­скому, М.М. Пистраку, С.Т. Шацкому и др. утверждать, что именно через класс ребенок не только входит в жизнь школы, но и воспринимает разно­образие общественных отношений, обязанностей, прав, умение коллектив­но работать, помогать, контролировать.

Именно класс является средой, где познается и приобретается опыт отношений разного характера, потому что поведение по отношению к товарищам регулируется и правилами школь­ного распорядка, и обычаями культурного быта, и правилами товарищест­ва.

Отношения же к учителям регулируются не только общими обычаями культурного отношения (отношения дети ­ взрослые), но и особыми пра­вилами специфических деловых отношений (П.П. Блонский). Именно класс создает наиболее благоприятные возможности для об­щественного признания индивидуальной личности. Важным для развития и вхождения личности в школьное общество оказывается ощущение ею собственной общественной значимости (Е.А. Березанская, О. Лейтнеккер, Р. Микельсон, М. Пистрак, А. Стражев, В. Шульгин).

Влияния «класса» (группы) обеспечивалось тем, что оно было обществом в миниатюре:

  • его жизнью управляют внутренние (подражание, соперничество, господство, мода) и внешние (общая среда, материальная культура, быт школы, руко­водящая группа учителей) социальные факторы;
  • в нем складывается своя иерархия (великовозрастные второгодники ­ критики, влекущие на улицу;зубрилы, развитые);
  • развивается соперничество, иногда мелкое подлича­нье, зависть, образуются «шайки», столкновения с другими кругами вне школы;
  • существует тяготение к старшим по возрасту для дружбы, при этом в дружбе появляется некоторое неравенство и стремление принять на себя заботы, неприятности;
  • возникают специфические отношения сопод­чинения, ответственности, зависимости;
  • для кого­-то постоянная готов­ность к урокам становится общественной повинностью, кто­то переводит, кто-­то объясняет, отвечает на вопросы и т.п. (С.Т. Шацкий).

В классе дети вынуждены подчиняться или делают свободный выбор, пе­реживают чувства удовлетворения и неудовлетворения.

Именно в этих группах ребят, ставших близкими друг другу, М.М. Пистрак и его коллеги по Школе­коммуне Наркомпроса видели наи­лучшие возможности для изучения самих ребят, их общественных настрое­ний и своевременной помощи им.

Таким образом, послереволюционная педагогика особое внимание уделяла созданию в школе особой социальной среды, связанной с общест­венной жизнью, с взаимодействиями внутри нее, что обусловливалось при­оритетом социальной направленности воспитания.

Однако, как отмечали современники, оказавшиеся в невольной оппозиции к официальному на­ правлению школы, она, став умной, глубокомысленной, революционной, стала в то же время сухой школой долга, а не детской радости и живого ин­тереса, не возбуждающей эмоциональных сторон детской натуры (С.Т. Шацкий, 1927).

Это несоответствие реального состояния школы ее идеальному образу отмечала и Н.К. Крупская. В конце 20-­х, в 30-­е гг. она с горечью констатировала, что школа преимущественно занялась учебой, что нет в ней живого труда, без которого отпадает необходимость и в активной общественной работе самих детей в школе и вне ее, что, в первую очередь, сказалось на судьбе самоуправления, на ухудшении дисцип­лины и успеваемости.

Эти оценки состояния школы за­фиксированы и в ежегодных «Отчетах» школ (источники: архивы). Посетив в 1935 г. школу в Горках, она с глубочайшей болью отметила, что ребята, в том числе «ударники учебы», не знают термина «общественная работа», считают ее «нагрузкой», а от нагрузок они освобождены как ударники.

В итоговых отчетах школ, в публикациях педагогических журналов, в общественно-политической печати не раз отмечалось, что выполнение шко­лой задач развития личности детей, в том числе их социальное воспитание осложнялись низким уровнем грамотности родителей учеников и окру­жающего населения, особенно в деревне; слабым пониманием целей социа­листического строительства и смысла происходящих изменений, в том чис­ле в школе; ориентацией родителей не на высокий уровень образования и развития детей, а на их практическую подготовку к труду и на как можно более раннее включение их в реальный производительный труд.

Это, в свою очередь, проясняет причины, по которым большая часть работы по соци­альному воспитанию ложилась не на школьную среду, а на пионерскую и комсомольскую организации, представлявшие собой педагогически организованную среду, взаимодействие детей.

Обобщим зафиксированные педагогами потенциальные возможности школы, позволяющие определять ее как фактор развития индивидуальных способностей и социальных сил детей в их взаимосвязи и взаимообуслов­ленности:

  1. Она организует детскую среду, в результате чего ребенок в ней всту­пает в общественные отношения,имеет обязанности, реализует свои по­требности, чему в особой степени способствует самоуправление как основа организации жизнедеятельности школы.
  2. Связь школы с производственной, общественной жизнью дает опыт взаимоотношений с людьми разных возрастов, интересов.
  3. Совместная с учителями работа, основанная на равенстве интересов к предмету деятельности, коллективность с ее собственными порядками, за­конами и правилами воспитывают идею равенства.

Важнейшим условием личностной и общественной ценности школы признается превращение ее в культурный центр окружающей среды и дет­ской жизни. Это было характерно для гуманистических традиций, присут­ствовавших в послереволюционной педагогике в 20-­е годы.

Педагогика конца 20­-х- 30-­х гг. закрепила и развила социальную направленность школы и воспитания в ней, в связи с чем основными принципами, реали­зующими приоритетное развитие социальных сил детей стали:

  • связь школы с жизнью, с политикой и борьбой рабочего класса и коммунистической партии, с культурой, социалистическим строительством;
  • демократизм (как всеобщность, бесплатность и обязательность обучения);
  • ­ государственно­общественный характер школы;
  • ­ соответствие задач школы задачам государства и общества;
  • ­ классовость воспитания;
  • ­ сотрудничество в основе педагогических отношений в школе.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)