Общественно-политическая деятельность как средство интернационального воспитания

Общественно­-политическая деятельность имела целью формирова­ние и укрепление социально­-политических убеждений, умения их отстаивать и распространять среди детей и взрослых, верности коммунистиче­ским идеям, пролетарской солидарности, устремленности к достижению пропагандируемых целей социалистического строительства, в основе кото­рых декларировались идеи свободы, равенства, братства.

Чрезвычайно важное место в системе социального воспитания зани­мало воспитание чувства солидарности с людьми разных стран и нацио­нальностей. Это чувство трактовалось как ощущение единения с другими людьми, живущими сегодня, жившими в прошлом, а также теми, кто будет жить в будущем, отношение к сотрудничеству и совместным действиям с другими, к единству целей и действий как ценности.

В советской идеоло­гии и педагогике оно трансформировалось в пролетарскую солидарность с трудящимися всего мира в борьбе за их права. Придание октябрьской революции в России мирового значения, значения искры, которая неизбежно должна была привести к мировой революции, обусловливало необходи­мость воспитания у детей чувства ответственности за судьбу ее идеалов перед международным пролетариатом.

При этом воспитание пролетарского интернационализма преобладало над воспитанием патриотизма, который якобы ограничивал интересы человека границами его собственного Отече­ства и препятствовал тем самым созданию мирового пролетарского сооб­щества, требующего от каждого человека отдать ему предпочтение перед интересами своими и собственной страны.

Интересно
Кроме информирования населения о политических, экономических, общественных событиях в стране и за рубежом особое место в системе по­литического просвещения занимала работа комсомольцев и пионеров в общественно-­политических организациях и обществах (работа в ячейках МОПРа, участие в политических кампаниях протеста против антирабочих и антисоветских выступлений мировой буржуазии, в поддержку требова­ний международного пролетариата и т.п.).

Одной из первых политических кампаний пионерской организации, как отмечал организатор первых пионерских отрядов, член Центрального Бюро Юных пионеров В. Зорин, было участие в сборе средств детям рабо­чих Германии в 1923 г.

Во всех школах были созданы ячейки МОПР, которые работали под руководством комсомольцев и были центром работы по интернациональ­ному воспитанию. Эти ячейки выступали против казни американских ра­бочих Сакко и Ванцетти, собирали деньги в помощь английским горнякам и детям немецких коммунистов. Советские пионеры и комсомольцы вы­ступали с протестами против ареста американского пионера Гарри Айзма­ на и американского пионервожатого негра Джимми Форда.

Школьные ячейки МОПРа осуществляли связь с политзаключенны­ми в странах Запада

Как свидетельствует газета «Пионерская правда», пионеры и комсомольцы-­школьники г. Саратова послали письма и подарки политзаключенным крепости Гольнов в Германии. В ответ они получили благодарность немецких коммунистов и обещание передать инструкцию по устройству уголков МОПР юным пионерам Германии, чтобы они тоже заинтересовали широкие массы детей и рабочих делом помощи политза­ключенным. Таким образом, эта работа приобретала в глазах советских подростков международное значение и давала чувство причастности к ши­рокому человеческому сообществу.

В эти годы развернулась переписка советских пионеров и комсо­мольцев с зарубежными детскими и юношескими коммунистическими ор­ганизациями. В сентябре 1923 г. ЦК РКСМ издал Циркуляр о переписке детских групп, отметив, что она формирует чувство единства между про­летарскими детьми всех национальностей. ЦК рекомендовал создавать в отрядах и ячейках специальные «комиссии связи».

В 1925 г. пионеры г. Хабаровска получили письмо от детской ком­мунистической группы из Цюриха на языке эсперанто. Желание перепи­сываться с ребятами из разных стран, узнавать об их жизни и работе есте­ственным образом побудило организовать при клубе им. Кубяка кружок по изучению эсперанто.

Большое значение придавалось встречам ребят с коммунистами­ политэмигрантами, с участниками конгрессов Коминтерна, КИМа (Ком­мунистический Интернационал Молодежи), с делегациями детских ком­мунистических организаций, приезжавшими в нашу страну в это время.

Юные пионеры Урала установили связь с французскими пионерами, пригласили к себе их делегацию. Эта дружба стала значительным факто­ром в воспитании интернационалистов. Несмотря на трудные материаль­ные условия, пионеры и комсомольцы собрали средства на содержание де­легации.

Ячейка МОПР в 36-­й школе Сокольнического района г. Москвы, ра­ботой которой руководили комсомольская ячейка и пионерский форпост, в 1927/28 учебном году насчитывала более 800 членов, в нее входили и ра­ботники школы. Уголок ячейки рассказывал о жизни пролетарских детей, детских коммунистических группах за границей.

Важно отметить, что ячейка не ограничивалась внутренней работой. Она была центром интер­национального воспитания всей массы учащихся. Так, по инициативе бюро ячейки материалы о развитии революционного движения в западных стра­нах после мировой войны изучались всеми учащимися школы. На общее собрание школы в честь десятилетия КИМа ячейка пригласила политэмиг­рантов.

В день празднования Дня Парижской Коммуны был проведен об­щешкольный вечер, на котором инсценировался «Суд над фашизмом». В 1929 году члены ячейки собрали и направили денежные средства детям локаутированных рабочих Германии, в фонд рабочих Бомбея.

Интернациональные встречи, переписка с зарубежными детскими и молодежными организациями призваны были способствовать более глубо­кому осознанию преимуществ социалистического строя и стремлению за­щищать и укреплять его.

Интересно
Юные интернационалисты организовывали подготовку и празднова­ние МЮД (Международный Юношеский День) и МДН (Международная Детская Неделя), которые имели целью пропаганду детского и юношеско­го движения среди рабочих масс, вовлечение в него наибольшего количе­ства детей трудящихся, установление связей с детскими и юношескими ор­ганизациями стран Запада, осуществление помощи пролетарским детям в нашей стране и за рубежом.

Это обеспечивалось публичными выступле­ниями пионеров с отчетами о своей работе в форме концертов, спектаклей, выставок, показом физкультурных упражнений; ярким оформлением этих выступлений, отражающим задачи пионерской организации на данном этапе, проведением кампаний в защиту прав детей и подростков в нашей стране и за рубежом.

В 1924 г., с 31 августа по 5 сентября, пионерская организация прово­дила МДН. В городе Хабаровске, например, в первый день состоялась мас­совая демонстрация пионеров. С пением революционных песен, с много­численными алыми плакатами, лозунгами, портретами В.И. Ленина и ру­ководителей партии и правительства прошли пионеры по улицам города.

На плакатах и лозунгах слова: «Хранить мощь Советской страны может только физически здоровое поколение детей. Борись за здоровую смену и будь здоров!», «Мы, пионеры, боремся во всем мире за создание нового трудового общества!», «Вместе с партией и комсомолом пионеры строят новую деревню!», «Пионеры, учитесь культурно вести сельское хозяйст­во!».

На городской площади состоялся митинг с возложением цветов на могилы борцов революции. В последующие дни недели в отрядах прово­дились торжественные заседания и интернациональные вечера, беседы, подчеркивающие счастье и благополучие жизни ребят в нашей стране и тяготы жизни их сверстников в капиталистических странах. Проводились походы городских пионеров в деревню, где устраивались вечера художест­венной самодеятельности с сельскими пионеротрядами. В заключение был проведен вечер «спайки трех поколений: пионеров, комсомольцев, комму­нистов».

Воспитательное влияние проведения МЮД и МДН заключалось в том, что школьникам эмоционально убедительно демонстрировалось не только внутригосударственное, но и международное значение их работы.

Комсомольцы и пионеры выступали в роли организаторов проводимых в эти дни мероприятий, что укрепляло их связь с партией и рабочим клас­сом, позволяя им еще глубже прочувствовать свою значимость в реальной общественной жизни.

Воспитание человека-­общественника предполагало, наряду с воспи­танием чувства солидарности с международным пролетариатом и детьми разных стран мира, стоявшим, кстати, на первом месте, и воспитание дружбы и товарищества между детьми разных национальностей нашей страны. В этот период, как показывают материалы печати и архивные ис­точники, были нередки случаи проявления национальной вражды в школах.

С участием пионеров и комсомольцев организовывались выступления против шовинизма, антисемитизма и национализма. Нередко эта работа проводилась по линии ячеек МОПРа

В школе № 57 Краснопресненского района Москвы этот вопрос стоял остро еще и потому, что ее окружало на­селение с вековой враждебностью к каждой нерусской народности. В результате организации систематической, целенаправленной работы ячейки МОПРа эти настроения несколько изменились.

Важным фактором, как ут­верждали ее организаторы, было установление связи с этими нерусскими школами, с еврейской колонией на Дальнем Востоке. В архивных мате­риалах отмечается, что беседы о тяжелом положении рабочих разных на­циональностей в капиталистических странах, противопоставление им ле­нинской национальной политики, как гуманной и наиболее справедливой, основанной на взаимном уважении и устанавливающей равенство всех на­ций, разнообразные совместные мероприятия постепенно меняли отноше­ния между детьми разных национальностей в школе, делали их более дру­жественными.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)