Социально-политическое воспитание подростков в пионерской и комсомольской организациях

Детские организации в мировом и отечественном педагогическом опыте рассматриваются как один из важных педагогических факторов соци­ального воспитания подрастающего поколения и социализации как его ре­зультата.

История российского детского и юношеского движения теснейшим образом связана со всеми процессами, происходившими в стране.

В условиях глобальной политизации всех сфер жизни государства пе­дагоги, непосредственные организаторы деятельности организаций, должны были изыскивать способы интеграции в их деятельности социально­-политических и собственно педагогических задач и функций.

Их нужно бы­ло привести в соответствие с возрастными особенностями пионеров (их по­требностями, интересами, особенностями восприятия и оценивания проис­ходящих событий и транслируемых знаний. Поэтому особенно остро стоял вопрос о необходимости поиска специальных педагогических условий и средств, способных наиболее эффективно решать и политические задачи, учитывая возрастные особенности, социальный статус членов этих­ органи­заций. В результате, в теории и практике детского и юношеского движения был накоплен богатый опыт социального воспитания.

Интересно
Сегодняшнее детское движение представляет собой многообразие содержания, форм деятельно­сти, способов организации и является, по сути, логическим осуществлением тех идей, которые так или иначе высказывались в разные периоды и совер­шенно четко обозначились в 80-­90-­е гг.

Сегодняшние реалии ­ это один из вариантов разрешения глубинного противоречия, сопровождавшего детские организации на всем пути их развития, ­ противоречия между естественны­ми интересами и потребностями детей и социальным (правильнее сказать ­политическим) «заказом», довлевшим над педагогикой советского периода в целом и педагогикой детского движения, в частности.

Многие из современных организаторов детских объединений озабо­чены поиском кардинально нового содержания, форм, методов работы, от­ личных от прежних. Эта позиция понятна.

Однако правомерно задать во­прос о том, насколько она оправдана? Не приведет ли это, в целом поло­жительное, стремление к таким старым ошибкам, как формотворчество, формализм, авторитаризм, забвение интересов детей? Не станут ли эти организации организациями для детей, а не организациями самих детей, о чем предупреждала в начале 20-­х гг. Н.К. Крупская, бывшая идеологом пионердвижения тех лет, и что, в конце концов, произошло в пионерской и школьной комсомольской организациях.

Смысл уроков истории заключается в том, чтобы не ходить по замк­нутому кругу повторений, а в результате анализа подняться над ним, вый­ти за его пределы, изменив, в первую очередь, отношение к старому, тра­диционному, увидеть его новые возможности в новых условиях; увидеть новые возможности комбинирования старых форм и методов, большинство из которых являются универсальными для мировой педагогики.

С этой точки зрения в деятельности пионерской и комсомольской организаций много ценного и достойного для применения, ибо достоинст­ва и недостатки, ценность форм и методов не в них самих, а в наполнении, в способах педагогической инструментовки. А самое главное в том, какое место занимает при этом сам ребенок, насколько он включен в деятель­ность, насколько имеет возможность проявления своей «самости», то есть насколько он осознает свою сопричастность с коллективом, а через него и с обществом, и свою независимость, свободу и личную ответственность.

В процессе создания личностно ориентированной системы воспита­ния необходимо было определить границы влияния социальных факторов на детскую организацию и на ребенка в ней. Это помогало создать в дет­ских организациях условия для развития индивидуальности личности ее самобытности и уникальности.

Особенностью детских и юношеских организаций является единство природных, социальных и педагогических начал, что создает основу для успешности общественного воспитания в них

Природные начала заключаются в возможности реализации самими детьми, подростками, юношами естественно присущих им стремлений к общению, активности, самореализации, познанию и самопознанию, на­клонностей к товарищеским объединениям на основе общих интересов и занятий. Там они нередко находят защиту, помощь и поддержку. Именно соответствие детских объединений естественной природной соци­альности, природной активности детей обеспечивало эффективность их воспитательного влияния.

Детская среда, по мнению педагогов, «побуждает выявлять себя в более непринужденной форме, чуждой того привкуса рисовки, который иногда и даже часто возникает при взаимоотношении детей со взрослыми».

Н.Н. Иорданский подчеркивал, что «организованная среда детей и их организации учат бороться с препятствиями и побеждать их, создавая не только физических героев, но и героев духа, которых, к счастью, так много среди детей»

Социальное начало заключается в возникновении реальных взаимо­действий с другими людьми или группами. В них воспроизводятся реаль­ные общественные отношения со всеми их нюансами равенства и неравен­ства, подчинения и самостояния, противостояния…

Социальное значение пионерской организации, в частности, усматривали в том, что она, допол­няя школу, становится мостом между нею и жизнью (М.В. Крупеника), что она «открывает двери, окна школы навстречу окружающей жизни» (А.В. Луначарский), переводит все дело воспитания на «общественные рельсы» (М.В. Крупенина).

Но пионерская и комсомольская организации имели еще и политиче­ское значение, они осуществляли «революционизацию» (М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, Н.Н. Иорданский и др.), «политизацию», «окоммунистичи­вание» (Л.Ю. Гордин) воспитания подрастающего поколения и школы как образовательного института. По оценкам М.В. Крупениной, Н.К. Круп­ской,А.В. Луначарского, М.Н. Покровского и др., возникшая в нашей стране после революции педагогика детского и юношеского движения, со­циально-­политическая по своему характеру, дополняла школьную педаго­гику, а иногда и противостояла ей.

Пионерская и комсомольская организа­ции осуществляли задачи воспитания поколения, способного довести до победы революционные реформы большевиков. Отношение педагогов к политическому воспитанию подростков, к проникновению политики в школу как до революции, так и после нее было неоднозначным.

Педагогические начала содержатся как в естественным образом воз­никающих организациях и объединениях, так и в специально создаваемых. Их ценность заключается, прежде всего, в том, что они помогали решать педагогические задачи: воспитание способности взаимодействовать с дру­гими людьми и их группами, воспитание товарищества, дисциплинирован­ности, развитие активности, творчества, расширение круга интересов и т.п. Решению этих задач способствовало участие педагогов.

Товарищество при этом рассматривалось, с одной стороны, как обуз­дывающее начало, а с другой ­ как источник и стимулятор альтруистиче­ских чувств, стремления к самопожертвованию; как сила, побуждающая стоять друг за друга, несчастье одного принимать за несчастье всех и об­щими силами выручать из беды каждого, стойко охранять общие интере­сы; оно ­ противовес эгоизму, образец отношений между людьми.

Именно такое влияние оказывали появлявшиеся детские школьные общества, создававшиеся по инициативе самих учащихся, подчас тайно, для издания журналов, а чаще для борьбы с учебно-­воспитательным персоналом, когда его требования казались несправедливыми или неразумными (П.Ф. Капте­рев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий и др.).

Интересно
Особенно значимо указание П.Ф. Каптерева на педагогическое значение того факта, что в своем дет­ском обществе дети ощущают равенство своих прав с правами других ре­бят, начинают осознавать, что охрана собственных прав ­ «священная обя­занность» каждого человека, что позволять попирать свои права ­позорно.

При этом не раз указывалось на неумение учителей пользоваться пе­дагогическими возможностями детских обществ.

Хотя детские организации, кружки и т.п. появляются в России в на­чале XX в., сама педагогическая теория и методика детского и юношеского движения получила свое развитие в послереволюционный период.

Безусловным инициатором и основателем педагогики детского и юношеского движения была Н.К. Крупская. Наряду с ней значительный вклад в развитие теории и методики социального воспитания в пионерской организации внесли М.В. Крупенина, Н.Н. Иорданский. Но их деятель­ность не изучалась так же пристально, как деятельность Н.К. Крупской.

М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин были заклеймены как авторы «левацкой» «теории отмирания школы» и оба были репрессированы.

В этих объединениях увидели значительный потенциал для идеоло­гического, гражданского, патриотического воспитания, чему способство­вали: высокая степень организованности и сплоченности, положительный эмоциональный настрой ребят, ощущение ими удовлетворенности иным, чем в школе или семье, статусом (большая степень свободы, ответственно­сти, значимости и др.).

Любые детские и юношеские организации, и в особенности пионер­ская и комсомольская, рассматривались как средство наполнения школы общественным содержанием, связывания ее с реальной жизнью самих де­тей, чего не было в дореволюционной школе.

Так дети оказывались вклю­ченными в деятельность по строительству новой школы, нового быта, в политическую борьбу, в хозяйственную деятельность ­ в реально сущест­вующую и создаваемую жизнь общества как его реальная и, более всего, потенциальная сила.

Наблюдая за естественно образующимися объединениями детей, пе­дагоги выявили необходимые условия жизнеспособности специально соз­даваемых организаций и эффективности их влияния на развитие как инди­видуальности, так и общественных чувств, сознания, поведения личности.

Наиболее концентрированно эти условия представлены в работах Н.Н. Иорданского, посвященных вопросам педагогического влияния среды (в том числе детской).

Рассмотрим эти условия более подробно:

  1. Н.Н. Иорданский одним из первых задается вопросом о том, что та­кое детская среда и какова ее роль в воспитании. Отвечая на этот вопрос, он отмечал: «…это весь его мир, в котором он живет. Природа в ее естествен­ной и искусственной обстановке. Внешняя жизнь ребенка. Ее обстановка. Общественно­социальный и экономический быт. Семья, улица, школа, юношеская среда, общество взрослых, государство, отдельные люди. Про­дукты личной и общественной деятельности: влияние отдельной личности, коллектива. Психическая среда: в области деятельности ума, чувства и воли. Положительные и отрицательные влияния среды, ее оздоровление. Приспо­собление к ней и приспособление ее к интересам отдельной личности…». Эта среда наполнена его собственными восприятиями, впечатле­ниями, представлениями. Ребенок сам, перерабатывая получаемые извне представления, создает эту среду, приспосабливаясь к ней и приспосабливая ее к своим собственным интересам. Смысл детских организаций состоит в том, чтобы «организовать» эти представления, создав для этого соответст­вующие условия.
  2. В первую очередь подчеркивалась необходимость положить в основу организации детей естественные начала их жизни: «из понятия организации прежде всего надо выбросить все, что носит характер преднамеренности и искусственности», что не соответствует детским интересам и потребно­стям, природной активности и стремлению, с одной стороны, к самостоя­тельности, независимости от взрослых, а с другой ­ опять же естественное подражание им. В то же время детские организации не должны копировать организации взрослых, не должны строиться преимущественно на требова­ниях общества и государства к детям, так как при этом не учитываются или недостаточно учитываются интересы и требования самих детей, для кото­рых организации создаются. Если фундамент организации не будет в руках детей, в их ответствен­ном распоряжении, а будет в зависимости от прихоти взрослых, построить детскую организацию невозможно, заявлял С.Т. Шацкий. Н.К. Крупская не раз подчеркивала: для того, чтобы организация привлекала детей, была для них ценной, она должна быть организацией «самих детей», а не «организа­цией для детей».
  3. Предыдущее условие, в свою очередь, предполагает наличие у детей, подобно взрослым, свободы и самостоятельности в создании правил и за­конов жизни в организации и в контроле за их исполнением, в избрании уполномоченных. Они должны быть свободны в выборе друзей и прияте­лей, помощников и сотрудников в организации собственной деятельности. Организации не бывает там, где дети задавлены воспитателем, где господствует подчинение. Деятельность детей по созданию собственных законов, правил и контролю за их исполнением должна была подводить к понима­нию того, что «собираясь в общества, люди могут существовать только при твердом порядке и законе».

Необходимым условием жизнеспособности детской организации как воспитывающей и развивающей ребенка среды признавалось постоянное усложнение ее задач и деятельности.

Осуществление вышеназванных условий невозможно без широкого поля реальной, интересной, разнообразной деятельности. Наличие такой деятельности позволяет каждому, как бы слаб он ни был, найти свое место в самой организации и в осуществляемой ею деятельности, место, которое помогло бы проявить себя, закалить свою волю, чтобы, в конце концов, противопоставить подавляющему его давлению коллектива собственные «сильные волевые движения».

На пионерскую организацию задачи быть общественным организато­ром и руководителем общественных начинаний детей, воспитывать комму­нистическое мировоззрение, коммунистический настрой (Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, А.В. Луначарский, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак).

Коллективность переживаний и деятельности, наличие обязанностей и требований исполнять их, естественно возникающая в деятельности взаи­мопомощь и передача знаний и опыта от одного участника к другому, воз­можности для проявления активности и др. обеспечивали подготовку детей к жизни в обществе. Это проявлялось, например, в формировании привычек коллективно чувствовать.

Так, ненависть к негативным явлениям, пережи­ваемая одним человеком, усиливается подобным же переживанием других людей, что обусловливает специальную организацию сильных эмоциональ­ных моментов. Этот же механизм взаимозаражения применялся при стиму­лировании стремлений устранить те или иные препятствия на пути к дости­жению высоких целей.

Все это помогало воспитывать «чувство принадлеж­ности к целому» (Н.К. Крупская), «выковывается сознательное отношение общественному делу, имуществу, мнению» (Н.К. Крупская), у подрастаю­щего поколения возникала большая, чем у старших, организованность и сплоченность, подростки вводились в широкую жизнь и «пронизывались сплачивающими идеями» (А.П. Пинкевич); у них развивались общественные чувства и стремления. Коллективизм при этом противопоставлялся индивидуализму (Н.К. Крупская).

В начале своего становления и развития пионеры и комсомольцы­ школьники находились под особенно пристальным вниманием общества.

Оно настороженно воспринимало изменение реального статуса своего под­растающего поколения, стремительно уходящего из­под влияния не только родителей, но и учителей. Подростки стремительно превращались не только в равноправных граждан, но и нередко оказывались выше взрослых по уровню грамотности, организованности, активности. Требовалось резкое изменение отношения к детям. С этим можно связать высокий уровень тре­бований к поведению каждого отдельного пионера или комсомольца по от­ношению к общему делу особенно.

Представления о личных качествах, об отношении пионеров к общему делу явно свидетельствуют о том, что на пионерскую организацию и ее чле­нов возлагалась своего рода социокультурная и политическая миссия не только в обществе детей, но и взрослых: они призваны были дать пред став­ления об идеальных нормах общественной жизни… Реальность получения желаемого результата, с педагогической точки зрения, может быть подвергнута сомнению: не имея в тех условиях реального бытия воз­можности наблюдать, впитывать эти идеальные нормы извне, не видя мас­сового образца, трудно, если вообще возможно, добиться такого воспита­ния.

Попытки такого воспитания в практической деятельности пионерских отрядов и комсомольских ячеек наталкивались на такие препятствия как от­сутствие профессионально психологически и педагогически подготовлен­ных руководителей, их собственной социально­политической незрелости.

В публикациях тех лет встречаются характеристики состояния детей.

В этих характеристиках обнаруживается следующее:

  • городские дети «насквозь пропитаны вредными испарениями большо­го города, пережившего и революцию, и голод, и разруху», многие из них представляют «классическую картину нравственного одичания»;
  • чувство безнаказанности вызывает проявление намеренной грубости, часто немотивированной;
  • им свойственна «какая­то особая страсть к разрушению, к порче все­го, что попадется под руку»;
  • повышенная нервность и эмоциональность при сниженной способно­сти к волевым усилиям, взаимозаражение ­ потому коллективная жизнь проходит по «типу общего увлечения каким­либо делом» вплоть до «массо­вой мании»;
  • неумение жить, работать коллективно. Нужна была посте­пенная и длительная педагогическая работа, чтобы уложить все это в опре­деленные рамки (В.Н. Сорока-Росинский).

Создание детских и юношеских объединений к началу XX в. стало распространенным явлением в мировой практике воспитания. Они носили самый разный характер: религиозные, спортивные, военные, ученические и т.п.

Их возникновение и распространение подтверждало наличие природно­го, естественного стремления детей и подростков к объединению, к укреп­лению товарищеских связей и отношений со сверстниками, к проявлению и утверждению себя в этой среде, к более полному и многогранному прожи­ванию этапа взросления по сравнению с тем, что могла предложить тради­ционная школа или семья.

Эти организации привлекали возможностью реа­лизовать те индивидуальные интересы и потребности, которые чаще всего не могли быть реализованы в традиционных формах воспитания.

Наибольшую известность и распространение в дореволюционный пе­риод получила система «скаутинг».

Культивирование в ней ценностей гу­манизма, нравственного идеала добра, справедливости, чести, служения лю­дям способствовало формированию таких качеств как верность слову, това­рищу, Отечеству; надежность, полезность Отечеству и людям, дружелюбие, благородство; доброта, без которых невозможно успешное вхождение в личностные, общественные, культурные, политические, религиозные, госу­дарственные, экономические связи и отношения.

Одна из заповедей скаутов «сегодня быть лучше, чем я был вчера, а завтра быть лучше, чем я был сегодня» стимулировала стремление к само­совершенствованию

В России скаутское движение существовало с 1907 г. по 1922 г., т.е. до создания, по решению II Всероссийской конференции РКСМ (19 мая 1922), детского движения в форме организации юных пионеров, чему предшествовал бурный процесс создания разнообразных детских и юно­шеских организаций и союзов, разных по содержанию и направленности, по возрастному составу.

С 1918 г. существовал Российский Коммунистический Союз Моло­дежи, включавший в себя коммунистически настроенную молодежь с 16, а нередко и с 13 лет.

Создавались детские объединения, которые организовывали разум­ный досуг детей, объединения по интересам. Среди них были и объедине­ния политического характера. Примером такого объединения являются от­ряды Юков (Юные коммунисты), появившиеся в 1918 г. в Москве и ряде других городов. При них работали библиотеки­-читальни, проводились по­литбеседы.

Юки активно участвовали в субботниках, много занимались физкультурой, военными упражнениями. В их клубах создавались кружки рисования, переплетного дела, пения и др.

Интересно
Каждый ЮК должен был знать десять законов и обычаев, прообразом которых были законы и обычаи скаутов. В отличие от принятых значительно позже законов и обычаев пионеров они в большей мере ориентировали на развитие качеств, помо­гающих устанавливать взаимоотношения с другими людьми в обществе.

Например: ЮК ­ честен, скромен, правдив; ежедневно оказывает добрые услуги своим трудовым собратьям; вежлив и услужлив со всеми, особенно со старыми и малыми; бережлив и уважает чужой труд. Однако организа­ция этого типа, по мнению политического руководства страны, не отвечала идеалу детской организации вследствие недостаточной степени ее комму­нистичности (ее возглавляли в основном бывшие скаутмастера), недоста­точной связи с комсомолом и партией.

Главным направлением поисков был идеальный образ единой дет­ской политической организации. Поэтому многообразие содержания, форм направленности не могло быть поддержано руководителями государства.

Обращаясь к мировому опыту, и оценивая его с классовых позиций, Н.К. Крупская отмечала, что буржуазия всех стран, зная, какую власть имеют над человеком впечатления детства, стремится использовать по­требности и интересы детей для воспитания их в своем духе, она «старает­ся придать детскому движению такие формы, которые увлекали бы детей, производили бы на них сильное впечатление, давали бы простор для их самодеятельности». Эту объективно существующую осо­бенность человеческой природы не могла не использовать и советская педагогика.

Именно поэтому детскому и юношескому двиэюению отводилась особая роль в воспитании подрастающего поколения молодого государст­ва. Учитывалось, что движение охватывает детей в том возрасте, когда убеждения только складываются, и под воздействием привлекательной для них организации, в товарищеской среде может быть легко выработано пролетарское самосознание, общественные инстинкты, общественные на­выки у детей всех слоев населения, в том числе и непролетарских.

Н.К. Крупская объясняла это влияние и таким еще свойством данного возраста как стремление к самоутверждению.

В работе детских и юношеских объединений получил реализацию и развитие взгляд на социальное воспитание как на педагогически целесо­образную организацию жизнедеятельности воспитанников в близком им сообществе, сформировавшийся в классической педагогике:

  • включение в разнообразные виды деятельности (трудовую, спортивную, организатор­скую, политическую, познавательную, художественное творчество и др.) по интересам ребят;
  • организация коллективных форм работы;
  • деятель­ность совместно со взрослыми;
  • использование с целью учета возрастных особенностей элементов игры, романтики и т.п.

Такая организация воспи­тания должна была давать личный опыт общения, взаимодействия, отно­шений с миром других людей, без которого была невозможна успешная подготовка детей к успешному выстраиванию своих отношений с общест­вом сейчас, в период их взросления и в будущем.

Яркие, красочные, романтичные формы и методы работы, исполь­зуемые комсомольской и пионерской организациями, призваны были вы­зывать соответствующие чувства и эмоции, давать ребятам опыт коллек­тивных эмоциональных переживаний явлений общественной жизни.

Все это, по мнению Н.К. Крупской, повышало интерес к общественной жизни, а также давало «возможность почувствовать солидарность с рабочими, со­лидарность с бедняцкими и середняцкими слоями крестьянства» и тем самым слиться с ними в едином социальном порыве, в едином сообществе.

Дело в том, что революция, гражданская война создали дополни­тельный эмоциональный фон для проявления у подрастающего поколения активности и творчества, побуждавших подростков принимать действен­ное участие во всех происходящих хозяйственных и политических кампа­ниях и организациях. Включение ребят в специальные детские организа­ции, действующие под руководством коммунистической партии, позволя­ло придать им определенную (коммунистическая) политическую направ­ленность.

Руководителями партии, государства и просвещения придавалось еще большее значение пионерской и комсомольской организациям в связи с тем, что необходимо было противостоять усилившейся классовой борьбе и влиянию на молодежь различных религиозных, сектантских организа­ций, которые использовали чрезвычайно тонкие методы воздействия на сознание и чувства. Это, в свою очередь, обязывало советских педагогов совершенствовать формы и методы политического воспитания через дет­ские организации.

Интересно
Таким образом, ярко выраженная социально­-политическая направленность пионерской и особенно комсомольской ор­ганизации обеспечивала подросткам и молодежи принятие новым социа­листическим обществом, давало возможность выстраивать позитивные от­ношения с ним.

В ответ на попытки сократить объем общественно политического воспитания как главного направления в работе пионерской организации, акцентируя внимание на реализации разнообразных интересов детей и подростков, более свойственных их возрастным особенностям, VIII съезд ВЛКСМ (1926 г.) в резолюции «О работе среди детей» заявил, что общест­венно-­политическое и общественно­трудовое воспитание должны быть ос­новой пионерского движения.

Педагоги, как теоретики, так и практики, стремились «педагогизиро­вать политические установки» через их психолого­педагогическую инст­рументовку, через использование методов и форм работы, более соответ­ствующих если не индивидуальным, то, по крайней мере, возрастным осо­бенностям членов детских и юношеских организаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)