Политические кружки как форма организации политического просвещения и социального воспитания

Главными организаторами политического просвещения в школах II ступени становились комсомольские ячейки и пионерские форпосты. Для этого по их инициативе создавались разнообразные кружки (политической грамоты, безбожников, Авиахима, общества «Друг детей» и др.).

Наиболее широкое распространение в первой половине двадцатых годов получили кружки политграмоты, текущих событий, по изучению Ленинизма, затем к ним присоединились кружки по изучению истории революционного дви­жения, истории Коммунистической партии, комсомола.

Как организационная форма, кружок обеспечивал общность познава­тельной деятельности, эмоциональных переживаний, сопровождающих эту деятельность и накладывающих свой отпечаток на каждого их участника.

В результате каждый мог почувствовать и осознать себя неотъемлемой ча­стью сообщества, объединенного общими интересами.

Интересно
Определяя программы занятий, лучшие руководители исходили из ре­комендаций о принципах отбора содержания политического просвещения, разработанных педагогами этого периода. Одним из них была значимость затрагиваемых вопросов для строительства социализма, и именно с этих позиций они должны были восприниматься подростками.

Так, например, кружок по изучению политических событий в Нижегородской школе II ступени имени Н.Г. Чернышевского в 1925/26 учебном году вел студент педагогического института.

На занятиях были «проработаны» темы, отражающие актуальные события тех дней: «Современ­ное рабочее движение на Западе и Востоке», «Позиция и роль в рабочем движении Профинтерна, Амстердамского интернационала, социал­демократов и компартий», «Современное состояние промышленности в СССР», «Разбор вопросов XIV съезда партии о Новой экономической по­литике, о строительстве социализма в одной стране при капиталистиче­ском окружении, о государственной и капиталистической промышленно­сти».

На занятиях кружка школы девятилетки № 2 г. Вологды обсуждались темы: «Октябрьская революция», «О международном положении Советско­го государства», «Ленин и Октябрьская революция», «Международное по­ложение советского государства и семилетие Октябрьской революции».

Многие руководители кружков осознавали, что пассивное восприятие подростками содержания политических бесед и лекций недостаточно для воспитания у них политического сознания. Чтобы обеспечить активность ребят, они поручали им готовить доклады, рефераты, для выступлений на занятиях кружка, на комсомольских собраниях в школах и на предприяти­ях, на пионерских сборах.

Наряду с политическими кружками в школах уже в начале 20-­х годов создавались литературно-­драматические кружки, физико-математические, сельскохозяйственные, медицинские, краеведческие, радиотехнические, юннатов, художественной самодеятельности и др. Часто их появление вы­зывалось учебными интересами ребят, и это становилось важным условием для усиления их воспитательного влияния на личность.

Занятия в кружках способствовали расширению и углублению формальных знаний, воспиты­вали у ребят качества общественников, так как, не ограничиваясь рамками школы или кружка, включали их в реальную общественную жизнь.

Круж­ковцы, как наиболее политически грамотные учащиеся, участвовали в ор­ганизации революционных праздников, постановок, экскурсий, диспутов и вечеров в рабочих клубах, деревенских избах читальнях, выпускали руко­писные газеты и журналы, пропагандируя научные знания.

Дальневосточ­ная газета «Знамя пионера» рассказала о том, как пионеры одной из школ, члены радио кружка, проводили беседы о радио на сборах отряда, делали радиоприемники для школы; кружок юннатов Лензатона г. Благовещенска создал при школе им. В.И. Ленина этнографический музей, который стал центром работы по изучению края, его богатств, истории, перспектив раз­вития. Пионеры­юннаты школы-семилетки ст. Чесноковка на основании ежегодных наблюдений создали фенологический календарь своего района, который позволял в сельском хозяйстве учитывать климатические особен­ности местности.

Благодаря выходу кружковцев в широкий социум, значительно расши­рялся их круг общения, устанавливались общественные связи, разнообраз­ные по характеру и содержанию

Техническим, естественно­научным, литературным, спортивным круж­кам также придавалась политическая направленность. Она выражалась в показе политического значения технических, литературных, исторических других знаний в их практическом применении на пользу социалистическо­го строительства, в создании богатства и могущества страны.

Однако обозначенный социально­-политический и педагогический смысл кружков мог быть реализован при определенных условиях: общест­венно­-политическая и личная значимость изучаемого материала, связь его с реальными проблемами жизни общества и детей, использование таких форм и методов работы, которые стимулировали бы активность самих ре­бят, возбуждали их чувства.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)