Культура и бессознательное начало человека в концепции З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.) – австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоанализа. Значение фрейдовской концепции человека выходит далеко за пределы медицины: философское обобщение психоанализа – фрейдизм – стало учением, вторгающимся в сферу философии и культурологии.

Среди работ, в которых ученый рассматривает психологические стороны культуры, можно назвать книги «Тотем и табу» (1913), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930).

Если попытаться в двух словах сформулировать суть фрейдовского открытия, то можно сказать, что Фрейд открыл в человеке бессознательное как самостоятельное, независящее от сознания безличное начало человеческой души. Он показал, что для истолкования культуры огромное значение имеет ее понимание как системы запретов – табу.

Интересно
Специфика всей человеческой культуры постигается на основе изучения особенностей ее генезиса в эпоху первобытности, наследие которой передается сквозь все последующие эпохи всемирной истории вплоть до современности, которая в своем глубинно-бессознательном измерении ничем не отличается от архаики.

Ученый считает, что это только иллюзия, будто нашей жизнью руководит наше Я (сознание). На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души (т. е. психики).

Фрейд называет это бессознательное начало Оно и полагает, что наше Я есть лишь игрушка в руках этой древней и темной психической силы. Фрейдовское Оно имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. Эти первичные влечения сводятся к двум: вопервых, сексуальные желания (Эрос), а во-вторых, влечение к смерти (Тонатос), которое, будучи обращено вовне, становится влечением к разрушению.

Наше Я, стремящееся выжить в мире природы и общества, все время сталкивается с безрассудной силой Оно. Бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Если Я руководствуется принципом реальности (стремится приспособиться к объективным условиям жизни), то Оно целиком исходит из принципа удовольствия.

Фрейд искал первоисток всех проявлений культуры во влечениях, залегающих в бессознательных пластах индивидуальной психики. Культура есть проекция индивидуальной психики на общественные отношения, поэтому изучение первоначальных порывов человеческого поведения и рассматривается как условие постижения специфики культуры в целом.

На человеческую культуру Фрейд смотрел без особого оптимизма. Если, согласно его взглядам, человек по природе стремится только к удовлетворению диких и необузданных желаний, то эта цель неосуществима. Человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять Оно своим важнейшим целям. Культура является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных асоциальных позывов.

Но сделать этого напрямую культура не может, поскольку в Оно заключена вся психическая энергия человека. Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями Оно. Этот способ ученый назвал сублимация.

Сублимация – это использование сосредоточенной в Оно сексуально-биологической энергии не по прямому биологическому назначению для удовольствия или продолжения рода в целях разума и культуры.

Если имеет место сублимация, то примитивные влечения Оно обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу. Тем самым фрейдовскую сублимацию по аналогии с гегелевской «хитростью разума» можно было бы назвать «хитростью культуры». Однако для того, чтобы иметь возможность управлять энергией Оно, культуре самой приходится проникать в его сферу – сферу бессознательного.

Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. Эту установку Фрейд называет Сверх-Я.

Благодаря ей человек способен воспринимать требования культуры не как навязанные извне установки, противоречащие его бессознательным принципам, а как собственные, им самим установленные запреты (Табу), нарушение которых вызывает психологический и психических дискомфорт. Сверх-Я, таким образом, выполняет роль внутреннего цензора, который, как и Оно, господствует над душевной жизнью человека.

Таким образом, человеческое Я оказывается замкнутым между двумя противоположными полюсами – природной стихией и требованиями культуры. З. Фрейд считает, что чем выше развита культура, тем сложнее сознанию сохранить свою целостность. Если культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз либо делает его несчастным, недовольным собой и своей жизнью.

Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.

Абсолютизация Фрейдом биологических сторон жизни человека вызвала критику не только со стороны ученых, отрицательно относившихся к психоанализу в целом, но и со стороны ближайших его последователей.

Среди них можно назвать швейцарского психолога и психиатра К. Г. Юнга, с чьей концепцией культурных архетипов мы познакомимся при рассмотрении основных понятий культурологии.

Несмотря на неоднозначность и спорность выдвинутых З. Фрейдом положений, его учение оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX в., и без него трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)