Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885 гг.) – русский философ, естествоиспытатель, социолог, культуролог. Основоположник теории множественности и разнородности человеческих культур, автор научного подхода пространственно-временной локализации явлений культуры.

Интересно
Его концепция культурно-исторических типов была изложена в книге «Россия и Европа» (1869). Выдвигая теорию структуры и динамики культурно-исторических типов, Данилевский стремился найти ответ на вопрос: почему Европа (Запад) враждебно относится к России? По мнению автора, эта враждебность сохраняется, несмотря на большие жертвы и услуги, которые Россия оказывает Западу.

Например, Россия никогда не нападала на Европу, не вела захватнических войн, в то время как Запад не раз посягал на просторы России, вынуждая ее защищаться и изгонять агрессора. Не видя рациональной основы для объяснения такой враждебности, Данилевский говорит о «…неизведанных глубинах тех племенных симпатий и антипатий, которые составляют как бы исторический инстинкт народа».

Реальную же причину антагонизма ученый видит в том, что Россия и Европа принадлежат к различным культурно-историческим типам. Европа, по мнению Данилевского, есть поприще романо-германской цивилизации. Это одна из нескольких великих цивилизаций в человеческой истории, и было бы неверно трактовать всю мировую историю с позиции Запада. Автор замечает, что отождествление европейской цивилизации с всемирной основано на ошибочной точке зрения, при которой лишь одна цивилизация рассматривалась как прогрессивная и созидательная в противовес остальным, статическим и несозидательным.

Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов, каждый из которых локально обособлен в пространстве и времени:

  • египетский;
  • китайский;
  • ассиро-вавилонский;
  • индийский;
  • иранский;
  • еврейский;
  • греческий;
  • римский;
  • аравийский;
  • романо-германский.

Он критикует принятое в европейской науке разделение истории на древнюю, среднюю и новую, так как считает, что каждый культурно-исторический тип развивается подобно живому организму. Культуры зарождаются, развиваются, цветут и умирают, у каждой есть свой собственный период древности, собственное средневековье и Новое время; каждая возникает, развивает свои собственные морфологические формы и ценности и затем погибает вместе с ними. Существующее множество цивилизаций является выражением бесконечно богатого гения человечества.

Философ делит все народы на три основных класса:

  1. Позитивные творцы истории, создавшие культурно-исторические типы.
  2. Негативные творцы истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали собственных великих цивилизаций, но способствовали гибели умирающих цивилизаций.
  3. Племена, которым не суждено ни созидательного, ни разрушительного величия. Они составляют этнографический материал, используемый творческими народами для разнообразия и обогащения своих цивилизаций.

Данилевский называет основные законы возникновения, роста и заката цивилизаций:

  1. Всякое племя или семейство народов, говорящее на одном языке или принадлежащее к одной языковой группе, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
  2. Чтобы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо народам, принадлежащим к ней, пользоваться политической независимостью.
  3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает их для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествующих или современных цивилизаций.
  4. Цивилизация тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, составляющие его, когда они составляют федерацию, или политическую систему государств.
  5. Ход развития культурно-исторических типов подобен одноплодным растениям, у которых период роста неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Прогресс, по Данилевскому, состоит не в том, чтобы идти в одном направлении (в таком случае он скоро прекратился бы), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества. Поэтому ни одна цивилизация не может претендовать на то, чтобы она представляла высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами или современницами.

Всю социально-культурную деятельность ученый подразделяет на четыре несводимых один к другому разряда:

  1. Деятельность религиозная, выражающая отношение человека к Богу.
  2. Деятельность культурная, в узком смысле этого слова (теоретически-научная; эстетически-художественная; техническо-промышленная), выражающая отношение человека к внешнему миру.
  3. Деятельность политическая, включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
  4. Деятельность общественно-экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

Большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности.

По количеству и качеству представленных в культуре видов деятельности Данилевский выделяет следующие культурные типы:

  1. Культуры первичные, или подготовительные, которые не проявились ярко ни в одном из разрядов социокультурной деятельности. К первичным культурам относятся египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская культуры.
  2. Культуры одноосновные, проявляющиеся ярко в одном из разрядов: еврейская культура (религиозный разряд); греческая культура (культурный разряд: искусство, философия); римская культура (политический разряд).
  3. Культура двухосновная: европейская культура имеет два разряда – политико-культурный тип.
  4. Культура четырехосновная, где все четыре разряда развиты — гипотетический тип.

Философ надеется, что славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности человечества, т. е. станет четырехосновным культурно-историческим типом.

Концепция Н. Я. Данилевского оказала исключительное влияние на современную западную философию культуры и во многом предвосхитила знаменитую книгу О. Шпенглера «Закат Европы».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)