Исторические предпосылки становления социального воспитания подрастающего поколения

Октябрьская революция 1917 г. имела противоречивые результаты для человека: с одной стороны, она разрушила ненавистный большинству россиян строй жизни, вселила надежду на строительство демократического государства, в контексте этих событий люди получили свидетельства собственной силы и могущества, способных потрясти вековечные мировые устои.

С другой стороны, разрушив привычный уклад жизни, она нанесла сокрушительный удар по сознанию людей, жизненным идеалам и ценно­стям, заставила переосмысливать их, искать новые духовные основания личной и социальной жизни и деятельности.

Вместе с тем Октябрьская революция 1917 г. показала не только физическую, но и духовную слабость, беспомощность людей перед стихией разбуженных социальных процессов.

Обострилась необходимость выработать в человеке стержень, кото­рый позволил бы ему сохранить себя во внешнем мире. Если предыдущая эпоха видела его в самосовершенствовании личности, в восхождении ее к высотам духа и бытия, в том числе в религии, то новая эпоха предложила идею всеобщего счастья на основе всеобщего социально­экономического равенства, социальной справедливости.

Эта идея отражалась в таких ло­зунгах, как: «Земля крестьянам!», «Мир народам!», «Вся власть Советам!», «Взять хлеб у сытых, дать хлеб голодным!» и др. Лозунги отличались не только простотой, но и сверхрадикальностыо, стимулировали проявление ненависти к «буржуям» как источнику всех зол и обещали немедленное удовлетворение всех требований рабочих, солдат, крестьян. Недаром пер­выми декретами новой власти стали декреты «О мире» и «О земле».

Опора на эти настроения должна была сломить сопротивление «экс­плуататорских классов» и создать новый, «высший тип демократии» ­ «го­сударство­коммуну», в котором трудящееся большинство должно было получить «широчайшие права».

Интересно
Первые же демократические преобразования (отмена сословий, прежних чинов, введение для всех общего звания «гражданин Российской республики» и др.), принятие «Декларации прав народов России» (2 нояб­ря 1917 г.), провозгласившей национальное равенство и право народов на самоопределение, свидетельствовали о том, что главной ценностью социа­листического общества является человек, свобода его развития, жизненно­го самоопределения.

Все это давало людям ощущение собственной значимости, открывало перспективы для развития индивидуальной и социаль­ной жизни. Особую роль играло привлечение широких масс к управлению производством, общественной жизнью, что считалось важнейшим услови­ем социальных преобразований.

Деятельность в местных советах, различ­ных комиссиях и комитетах, общественных организациях создавала у ра­бочих и крестьян чувство хозяев предприятий и своей жизни

Однако, как констатируют историки, с блеском осуществив «разру­шительные функции», массы оказались неспособными к функциям созида­тельным, а передача в их руки управления предприятиями оказалась неэф­фективной, привела к падению производительности труда, росту хищений и т.п., что, безусловно, было следствием отсутствия не только специального, но и общего образования, неготовность к выполнению воз­лагаемых на них функций.

Хаос, разрушения и вызванные ими голод, без­работица вызывали недовольство среди рабочих, требующих установить порядок, грозили потерей авторитета власти большевиков.

Политика военного коммунизма, НЭП (новая экономическая поли­тика), индустриализация и коллективизация, первые пятилетки с ударными стройками, по свидетельствам историков, вывели СССР уже в 30­-е годы в число трех­четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции.

Но решающую роль в этом экономическом прорыве историки усматривают не в уровне технического развития, а в «человеческом факторе» ­ в неимоверном напряжении всех физических и психических сил людей. Это запредельное напряжение физических и душевных сил выливалось в массовый героизм и стимулировалось как внутренними, так и внешними факторами.

В качестве внутренних можно на­звать собственную идейную убежденность, уверенность в справедливости нового строя и безусловную веру в мудрость партии как высшей силы, стремление внести как можно больший вклад в общее дело у одних, и страх быть причисленными к «саботажникам», «врагам народа» у других.

Интересно
Внешними факторами являлся комплекс специальных воздействий на чув­ства и сознание людей ­ способов убеждения и принуждения, порождаю­щих эту восторженную веру или страх.

Этот комплекс включал политиче­скую агитацию и пропаганду. Людей убеждали в том, что осуществление социалистических идей, идей мировой революции ведет в прекрасное бу­дущее человечества, в котором все будут счастливы.

При этом всех побуждали стремиться к личностному идеалу, глав­ными качествами которой представлялись: активность, инициативность, деятельность.

Однако создаваемая система власти, основанная на неукоснительном подчинении большинству и принятии партийных идей и решений как един­ственно справедливых, обусловливала объективность противоречия между декларируемым идеалом и реально складывающимися условиями человече­ской жизни. Они ставили человека в полную зависимость от решений тех или иных общественных групп (производственного коллектива, партийной или комсомольской ячейки, сельскохозяйственной коммуны и т.п.).

Эти условия прошли сложный путь развития в 20-­30-­е годы. Не­смотря на заявление большевиков об их стремлении к демократии для тру­дящихся, к постепенному отмиранию государства, выбранный ими путь привел к свертыванию всякой демократии, к жесткой однопартийной дик­татуре и бюрократической системе. В массах воспитывалось «общинно­ уравнительное сознание».

Важным средством вовлечения людей в общественную жизнедея­тельность было создание различных общественных организаций. Так, ак­тивную деятельность вели профсоюзы, названные В.И. Лениным «школой коммунизма».

В их функции входили: защита интересов трудящихся на го­сударственных, кооперативных, частных предприятиях, участие в обсуж­дении производственных планов, выдвижении кандидатур на выборные посты, разрешение трудовых споров. Но они контролировались партией, и проводили партийную линию на производстве.

В течение изучаемого периода действительно широкое развитие по­лучили культурно-просветительские, спортивные и др. добровольные об­щества (Доброхим, Авиахим, Осоавиахим, МОПР, Безбожник, Друг детей, ОДН и др.).

Участие в них повышало общественную ценность человека в собственных глазах и глазах других людей. Объединяя людей в общей дея­тельности, они одновременно создавали условия для реализации индиви­дуальных и социальных интересов и сил личности.

Создавались они по ме­ре той или иной государственной необходимости: борьба с религией, соз­дание химической промышленности, авиации, флота, борьба с беспризор­ностью, неграмотностью и т.д. При этом широкие массы, несмотря ни на что, чувствовали и осознавали свою причастность к великому делу строи­тельства социализма, что стимулировало их активность.

Интересно
Все это способст­вовало сплочению вокруг одной социальной идеи и делало их более организованными и управляемыми. Тем более, что они контролировались пар­тией, а подчас и ОПТУ. Оказывалось, что чувства и мысли людей оказы­вались под их пристальным вниманием и руководством.

Но социальная и экономическая неоднородность общества, которую невозможно было преодолеть за короткое время, обусловливала вспышки если не сопротивления, то несогласия, недовольства людей проводимыми в стране изменениями. Это побуждало к принятию более радикальных мер по отношению к населению, не только к «деклассированным элементам», но и к рабочим и крестьянам.

Причина была не только в социальной разно­родности, но и в том, что люди почувствовали свою силу, захотели пользо­ваться своими демократическими правами, захотели стать личностями со своим мнением, со своим голосом… Предоставленное им право участия в выборах, будучи формальным, стало, однако, тестом на политическую ло­яльность.

Марксизм, будучи партийной идеологией, стал в конце 20-­х годов официальной государственной идеологией

Строительство «новой жизни» и воспитание «нового человека» по­требовали и революции в культуре. Прежде всего, произошло резкое раз­граничение между старой, буржуазной культурой и новой, пролетарской. В 1922 г. были высланы известные деятели науки и культуры (свыше 160 че­ловек, среди которых были Н.А. Бердяев, В л. Соловьев, В.В. Зеньковский, П. Сорокин).

Новую «пролетарскую культуру» создавал Союз пролетарских куль­турно­просветительских организаций (знаменитый Пролеткульт), вдохно­вителем которого был А.А. Богданов.

На сторону большевиков, пройдя через мучительные внутренние со­мнения, встали художники А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, поэты А. Блок, В. Маяковский, писатель М. Горький и др. Тем не менее, они нередко кри­тически высказывались о деятельности большевиков и советского прави­тельства, что воспринималось как оппозиция.

В произведениях искусства нашли отражение противоречия эконо­мики и политики, сложность общественных процессов. Морально­-этические конфликты, человеческий быт, отдельные человеческие судьбы рассматривались на фоне реалий социальной жизни, как их следствие.

Произведения Дм. Фурманова «Чапаев» (1923 г.), А. Серафимовича «Же­лезный поток» (1924 г.), Л. Леонова «Барсуки» (1924 г.), М. Булгакова «Белая гвардия», Ф. Гладкова «Цемент» (1925 г.), А. Фадеева «Разгром» (1926 г.) и др. показывают слабость отдельного человека, трагические по­следствия его индивидуализации, тяжесть ответственности, возложенной человеком на самого себя, убеждают в необходимости найти свое место в общей борьбе и общей работе (демонстрировалось предпочтение общест­венного над индивидуальым).

В то же время они (особенно «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» М. Замятина) предупреждали о том, что полное обобществление жизни неизбежно ведет к пренебрежению особен­ностями, интересами, потребностями индивидуальной человеческой лич­ности, что обедняет само общество.

Начало 2-0­х гг. в искусстве знаменовалось разнообразием течений, что являлось следствием стремления поэтов, писателей, художников к творческому самовыражению.

Однако со второй половины 20­х гг. содер­жание произведений искусства все более начало наполняться штампами, стереотипными сюжетными схемами. В этом свою роль сыграла резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы» (1925 г.). Она акцентировала внимание на необходимости усиления идеоло­гической направленности и, по сути, закрепила партийный диктат в художе­ственном творчестве.

Этот диктат имел целью ликвидацию различных тече­ний и направлений, создание произведений в расчете на массового читателя.

В период с 1932 по 1934 гг., в соответствии с Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно­художественных организаций», были созданы творческие союзы, организующие и регламен­тирующие творческую деятельность (Союз писателей СССР, Союз худож­ников, Союз кинематографистов, Союз композиторов и др.). Они взяли под свой, а, по сути, под партийный контроль художественное творчество.

Пер­вый Всесоюзный съезд советских писателей положил начало распростране­нию и насаждению «соцреализма» (социалистического реализма) как ос­новного метода советского искусства: произведения искусства должны бы­ли изображать только реалии жизни, ставя на первое место изображение процессов строительства социализма, борьбы за него. Эти произведения должны были «сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания тру­дящихся в духе социализма».

Интересно
Если внедрение марксизма в качестве единой идеологии обеспечивало единство мировоззрения, то создание в 1922 г. СССР создало максимальные возможности для обеспечения единства жизни, деятельности, целеполага­ния, мотивации разных групп населения России.

Это позволило на XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. провозгласить достижение морально­политического единства советского народа, а в 1971 г., на XXIV съезде КПСС, заявить о том, что в СССР образовалась новая общность ­ советский народ.

Организаторы строительства «нового мира» столкнулись с низким уровнем образования рабочего класса и крестьянства, приведенных ими к власти и превращенных в «гегемонов» и «демиургов».

Так, перепись 1920 г. выявила 54 млн неграмотных, в связи с чем ост­ро встала задача ликвидации неграмотности. Эту работу возглавили Всерос­сийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, Главпо­литпросвет и Всероссийское добровольное общество «Долой неграмот­ность».

Было создано множество рабочих клубов, изб­читален, библиотек. С 1930 г. вводится обязательное начальное (четырехлетнее) обучение, а в ра­бочих центрах и семилетнее. По данным переписи 1939 г. число грамотных составило уже 87, 4 %. Индустриализация и потребность в созда­нии «своей» интеллигенции вызвали быстрое развитие среднего специаль­ного и высшего образования.

К середине 30-­х гг. СССР вышел на первое место по числу учащихся

Многие из ранее бедных слоев населения, не имевшие перспектив социального развития, действительно повысили свой социальный статус, получив образование, став квалифицированными специалистами разного уровня. Это формировало отношение к государствен­ной власти как к своей и ощущение власти над своей собственной жизнью.

Создаются национальные школы, театры, газеты, появляется литера­тура на языках народов СССР.

Под влиянием массированной агитационно­пропагандистской работы идея коммунистического строительства приобрела характер религиозного фанатизма, который действительно помогал «маленькому человеку» пере­носить все тяготы повседневной жизни, стимулировал массовый героизм.

Причины трудностей, низкого уровня жизни объяснялись людям противо­ действиями враждебного классового окружения, деятельностью «врагов на­рода».

Смысловым ядром пропаганды, для достижения наивысшего резуль­тата в воспитании преданных борцов за идеалы революции, было постоян­ное противопоставление созидательных возможностей социализма, герои­зация и культ человека труда (пропаганда достижений «стахановцев», «чкаловцев», «папанинцев» и др.) и мешающих этому преступных проис­ков «врагов народа» в лице «спецов»7, интеллигенции, духовенства, евреев и т.п.

Тем самым стимулировалось проявление одновременно лучших и худших сторон человеческой души, что позволяло держать людей в посто­янном эмоциональном напряжении, в постоянной готовности к борьбе, к поиску и уничтожению врагов.

Интересно
Стремление к насаждению единомыслия возвысило роль идеологиче­ского фактора. С 1924 г., после смерти В.И. Ленина, широко развернулась пропаганда «основ ленинизма».

Называя тогдашний режим «левототалитарным», современ­ные исследователи подчеркивают тот факт, что члены общества в результа­те были лишены экономической, политической, личной творческой свобо­ды. В послеоктябрьский период интересы класса становятся беспрецедентно преобладающими над личными, принимают всепоглощающее значение, в связи с чем жертвы ради революции провозглашаются и воспринимаются как священные (В.В. Боровский).

Одной из внешних форм проявления демократизма в обществе были в 20-­е годы дискуссии по мировоззренческим, научным, общественно­-политическим вопросам.

Так, например, в середине 20­-х гг. в партии про­ходили дискуссии о моральном облике коммуниста.

Центральной идеей их была идея полного подчинения образа жизни человека, особенно члена партии, общим интересам: «Не коммунист тот, у которого на первом плане не партия и ее интересы, а что­либо другое ­ собственное хозяйство, семья и пр.».

Однако при этом высказывались и требования о создании в партии «хороших товарищеских отношений», «заботы о това­рищах», «здорового взаимного доверия».

Но история пока­зала, что при условии тотального контроля за всеми проявлениями человеческой жизни такие отношения оказываются не только невозможными, но и опасными для человека: партийная дисциплина требовала от члена пар­тии доносить о неправильном, с точки зрения партии, поведении как сво­его товарища, соседа, так и родственника.

Таким образом, социально­исторические и культурные особенности жизни страны в 20­-30-­е гг. XX в. обусловили наличие глубоких противоре­чий в развитии теории и методики социального воспитания подрастающего поколения, в решении вопросов подготовки детей к жизни и взаимоотно­шениям в обществе.

Особенно значимыми из них были: противоречие ме­жду объективной востребованностью личностей с высоким уровнем разви­тия индивидуальных и социальных сил в их гармонии и практически нега­тивным отношением идеологического руководства страны к этой идее, в целом, и к индивидуальности, в частности.

Социалистические преобразо­вания в российском обществе объективно требовали активности, инициа­тивы, самодеятельности каждой личности, способности брать на себя от­ветственность, преодолевать неблагоприятные обстоятельства, гибко пере­страивать свое поведение во имя достижения высоких социальных целей.

Вместе с тем, взятый партией идеологический курс на единство мыслей, чувств и деятельности людей в их устремленности к идее строительства социалистического государства, обусловили предпосылки для доминиро­вания общества над личностью, социального над индивидуальным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)