Выявление особенностей структуры сообществ

Для выявления особенностей структуры конкретного образовательного сообщества и характера взаимодействия его элементов воспользуемся подходом, предложенным В.Я.Нечаевым, согласно которому создание благоприятных условий для развития человека связано не столько со всей общественной ситуацией, сколько с особенностями ее элементарных ячеек из конкретных ситуаций.

Условия ситуации на уровне бытия отражают внешние для субъектов педагогической системы обстоятельства, с которыми они имеют дело в данный момент жизни, и которые они должны оценить, выразив свою оценку в собственной реакции на ситуацию.

Характер реакции зависит от уровня индивидуального развития человека, зрелости и направленности его установок. В то же время, именно создание определенного качества ситуаций позволяет поддерживать, развивать или видоизменять индивидуальные способности в восприятии ситуаций и в определении собственной позиции. Это положение позволяет классифицировать их и прогнозировать создание оптимальной образовательной среды, совершенствовать существующие и конструировать новые формы взаимодействия педагогической системы с другими институтами образовательного сообщества. В социокультурном анализе ситуация в образовательной среде предстает как совокупное действие определенных факторов, активное восприятие которых позволяет субъекту осваивать ценностное содержание бытия.

Классификация подобных факторов возможна по следующим основаниям:

  • системообразующие факторы;
  • факторы уровня социальной организации (общность, социальная группа, сотрудники, личность);
  • факторы уровня регуляции (нормативной и ненормативной регуляции и т.п.);
  • факторы культурно – ценностной ориентации активности и другие.

Анализ мезопроцессов предполагает использование разных методов для сбора информации об образовательном сообществе. Например, анализ нормативной документации образовательного учреждения – это может быть учебный план, учебные программы, концепция образовательного учреждения и т.п. Следующий метод – это наблюдение и различные варианты опроса субъектов педагогической системы, плюс анализ результатов деятельности. Монографическое описание педагогического проекта  проявляется в сборе фактов, восстанавливающих этапы возникновения и реализации альтернативного проекта, воспринимаемых его участниками.

На уровне макропроцессов объектом исследования становится система общего образования в стране с ее региональными подсистемами, а предметом изучения выступают социокультурные процессы в системе общего образования, взаимодействие этой системы с другими сферами общественной жизни.

При этом следует помнить, что на уровне макропроцессов рискована сама попытка установить причинно-следственные связи. С точки зрения логики и социологии в большинстве случаев не обоснован поиск причин социального изменения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)