Критерии гуманизации образования
Гуманизация, в таком понимании, предстает как оценочная характеристика эффективности действующей педагогической системы и динамики ее преобразования, выявляемая на основе отслеживания «критериев гуманизации». Эта характеристика определяется совокупным проявлением проективной, организационной и операциональной деятельности сообщества. А также его способностью оптимально и без ущерба для окружающих использовать образовательный контекст, активизируя благоприятные факторы и условия и, по возможности, блокируя негативные для системы и ее членов воздействия. Исходной позицией анализа выступает восприятие изменений педагогической системы ее субъектами.
Динамика изменений педагогической системы может быть представлена в четырех измерениях:
- идеальное (ориентации, дефиниции, цели, верования, зафиксированные в общественном сознании);
- нормативное (системы правил, норм, ценностей, предписаний в виде социальных инструкций);
- интеракционное (взаимосвязанные сети и иерархии взаимодействия, проявляемые в социальной организации);
- возможное (сеть интересов, жизненные шансы, доступ к ресурсам, связанные с социальной иерархией).
Исследование педагогической системы гуманистической ориентации в плоскости «идеального измерения» можно построить на основе анализа имеющейся литературы по проблеме диагностики изменений в сфере образования, в которой есть основные критерии и показатели развития педагогической системы. Под критерием здесь понимается признак, на основании которого возможно выделить наиболее существенные аспекты педагогической действительности и дать им оценку. Эти показатели раскрывают не только внешнюю сторону учебновоспитательного процесса (действия педагогов и учащихся, их поведение и реакции), но и внутренние его особенности (мотивы, ожидания, позиции и т.п.). В обобщенном виде эти критерии отражены в Таблице 5.
- Компоненты педагогической системы
- Анализ динамики жизнедеятельности человека
- Интеракционное измерение
- Исследование педагогической системы
- Причины неоднозначности современной педагогики
- Гуманизация образования
- Гуманистическая ориентация
- Агенты и факторы макропроцессов в сфере образования
- Выявление особенностей структуры сообществ
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу