Системообразующие факторы и цели образования
В современной теории систем обозначены и охарактеризованы различные системообразующие факторы, то есть то, ради чего несколько элементов объединены в единое целое, что лежит в основе ее функционирования и определяет законы развития.
Для педагогической системы, как разновидности общественных систем, таким системообразующим фактором является определенная идея, ради которой объединились элементы системы содержание образования; педагогические условия; социальные субъекты: индивиды, группы, организации; социальные объекты: знания, информация, отношения и т.п.
Имеющийся результат функционирования системы, будучи объективированным вариантом ее целей, влияет на отбор тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем повышение устойчивости и эффективности самой системы. Ожидаемый результат влияет на развитие системы и выступает как мощный системообразующий фактор. Диагностируемость результата выступает непременным условием развития педагогической системы. Пространство между целью и результатом определяет возможную и необходимую зону педагогического творчества.
Ядро – обязательный атрибут всякой сложноорганизующейся системы. Оно выступает связующим элементом системы, то есть посредником во взаимодействии элементов между собой.Ядро является неизбежным компонентом с момента появления системы, в нем должны быть отражены и представлены специфика всех элементов системы. О роли ядра говорит тот факт, что с его утратой система не может восстановиться. Максимальная устойчивость сложноорганизующихся систем достигается лишь в случае установления потенциальной тождественности всех элементов. Это ситуация максимально зрелой системы, когда любой ее элемент потенциально может стать ядерным. В социальной системе, разновидностью которой является и педагогическая система, ядром выступают субъекты управления.
Целеполагание в сфере общего образования предстает, прежде всего, как проблема селекции, избирательного отбора тех необходимых и достаточных ментальных (культурных) ценностей, которые на данном этапе определяют так называемую «общую культуру человека». Примитивизм современного образовательного целеполагания, по мнению Б.С.Гершунского, проявляется в том, что эффективность образования оценивается только и исключительно по непосредственно наблюдаемым результатам прямых образовательных акций в самой сфере образования. Современное образование – зона не только государственной или профессиональной педагогической ответственности, но в первую очередь общественной ответственности, что качественные изменения в общем образовании невозможны вне участия общества.
- Компоненты педагогической системы
- Анализ динамики жизнедеятельности человека
- Интеракционное измерение
- Исследование педагогической системы
- Критерии гуманизации образования
- Причины неоднозначности современной педагогики
- Гуманизация образования
- Гуманистическая ориентация
- Агенты и факторы макропроцессов в сфере образования
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу