Православная психотерапия

Духовность как вечная категория и философское понятие не поддается определению, поскольку Дух беспределен и не укладывается в пределы разума. Русские философы, мыслители и богословы предоставили единственно верный путь оценки и анализа духовности как внутренней, опытно-мистической жизни и отличительной (родовой) черты человека, регулирующей его нравственные начала, совесть,

Интересно
Взгляды, мироощущение, мировоззрение и поведение. Духовность устремляет человека к такому видению Бога, которое вовлекает его всего в непосредственное к нему приобщение. При этом абсолютно трансцендентное духовное состояние становится абсолютно имманентным: человек входит в живое общение с Богом и получает силы к изменению самого себя и познанию себя как духовного существа. И. А. Ильин подчеркивал, что духовность близка к понятиям «творчество» и «любовь к родине».

Пониманию эффективности православной психотерапии и ее стратегии служит вся практика воцерковления закоренелых преступников, которые из разбойников не только превращались в законопослушных людей, но и становились героями и святыми. Имеющиеся в мировой практике психотерапевтические методы, по мнению Иерофея Влахоса, во многих случаях пагубно влияют на душу человека.

Даже применяемые зарубежными терапевтами духовные терапевтические практики (методы), направленные на регуляцию психических состояний, не достигают своей цели, уступая в духовном развитии личности только одной и единственно действенной форме терапии, а именно самому православию. Иерофей Влахос считает, что православие и является единственно истинной психотерапией. Митрополит иерофей в своем труде «святитель Григорий Палама как святогорец» объясняет необходимость самосовершенствования путем подвижничества не только монахам, но и всем людям, подчеркивая, что православное подвижничество направлено на всего человека.

Православные подвижники не стремятся к освобождению души от тела и не считают тело злом, потому что и тело преображается благодатию Божией, к которой приобщается ум. Святитель Григорий Палама учил, что, когда ум человека находится в неестественном состоянии, которое означает удаление от Бога, он помрачается и становится участником всевозможных услаждающих стремлений.

Для очищения ума и перевода его в соединение с Богом, то есть в свое естественное состояние, требуется работа по очищению души, устранению (борьба) с помыслами, воздержание (пост) и покаяние, молитва. Он отмечает, что только человек, поднявшийся выше мыслей и самого разума, может соединиться с Богом. Этот путь называется богообщением – умозрительного безмолвия.

Соединение с Богом проходит через три стадии духовного совершенствования: очищение сердца, просвещение ума, обожение. Это относится ко всему опыту церкви, следуя которому человек получает духовные плоды и становится святым. Чтобы достичь обожения необходимо действие Бога и содействие человека. При этом пути и средства, раскрывающие действие Бога и содействие человека, включают пост, бдение и молитву, представляющие дары, являющиеся божественными.

Посредством поста, бдения и молитвы происходят:

  • очищение сердца (духовное «новообразование» души),
  • возвращение ума к себе (в сердце),
  • трансформация негативных страстей в благодатное состояние души и тела.

У церкви и исправительных учреждений совпадают цели – сделать человека человеком. Но если верующие и монахи сами выбирают путь подвижничества, то осужденные не добровольно подвергаются испытаниям и, в отличие от монахов, находятся в исправительных учреждениях не по своей воле. Психотерапевтам, работающим в области культуртерапии, следует лишь указать необходимость и возможность духовного роста в условиях неволи.

Это особенно важно, потому что многие теории преступного поведения указывают на тесную связь криминального поведения с культурной и духовной дефицитарностью личности. За столетия поиска мировой наукой причин преступности и наличия у осужденных аномальных устойчивых психопатологических состояний, психических дезадаптаций и т. д., так и не раскрыты базовые факторы и психологические механизмы возникновения социальнопсихологических девиаций и делинквентности.

Однако новый виток развития психиатрии, а также ее сближение с гуманитарными знаниями и религией дает возможность практически все формы психических расстройств, относящиеся к пограничной («малой») психиатрии, вполне вписать в зону (область) психических личностных расстройств (плр). При более глубоком уровне анализа психосоциогенной патологии показано, что плр соответствуют всевозможным видам аддикций, и в отечественной психофизиологии представляются устойчивыми патологическими состояниями мозга, а в православном понимании – «прорастанием» в человеческую душу страстей.

Иначе говоря, социобиологическая парадигма современной психодинамической психиатрии почти «один к одному» является слепком святоотеческого учения о страстях и их пагубном воздействии на душу, тело и поведение человека. Зарубежные формы духовно ориентированной психотерапии стрессовых состояний и самых различных заболеваний обозначаются в качестве важнейшего копинга («духовного копинга»), повышающего толерантность к стрессу.

Подобная стресспротективная методология духовного воздействия отличается от православной культурпсихотерапии тем, что эти копинги направлены на повышение отдельных психологических свойств, обеспечивающих жизнестойкость личности, и представляют все те же бесчисленные формы симптоматической психотерапии. Они малопригодны для кардинальной культурпсихотерапии осужденных. Православная же культуртерапия (инкультурация) направлена не столько на терапию отдельных форм плр и их микстов с пенитенциарном стрессом, сколько на трансформацию и интеграцию духовных свойств целостного человека в единстве его духа, души и тела.

Имеющиеся на сегодня подходы к православной психотерапии в русле традиционной культуры (инкультурации) включают рассмотрение вопросов, касающихся нормативов в области права, требований медикопсихологической этики, обеспечения субъектсубъектного характера взаимодействия, значимости учета стадийности психодезадаптивных состояний и особенностей протекания этапов психотерапии, уровней плр (невротического, пограничного и психотического) и т. д. Это позволяет реализовывать широкий спектр методов арттерапии в едином поле культурпсихотерапии, основной целью которой является не столько минимизация и устранение духовной дефицитарности у сотрудников и осужденных, сколько становление и развитие их истинной духовности.

Поскольку страсти (как и устойчивые патологические состояния мозга) при их укоренении в душе человека не удается элиминировать самостоятельно не только осужденному, но и законопослушной личности, то процесс исправления осужденных и духовного развития персонала исправительных учреждений с помощью православной психотерапии (инкультурации) представляет троичный комплекс. Он включает: медикобиологический (психиатрия, пенитенциарная медицина, антропологическая медицина и т. д.), культурпсихотерапевтический (арттерапевтические методы, инкультурация и другие духовно развивающие и здоровьесберегающие технологии опытной психотерапии), а также психопедагогический подходы (приобщение к таинствам церкви, антропогогика, экзистенциальная педагогика, православная педагогика и т. п.).

В пенитенциарной практике православная психотерапия представляет совокупность форм и методов, имеющих в основе православное вероучение. Практика православной психотерапии имеет возраст самого православия, и современный этап развития отечественной школы православной психотерапии связан с возвращением в жизнь нашего народа православной веры (равно как и религиозной практики иных конфессий), отражающего постепенную элиминацию атеистического мировоззрения и возврата значимости религии как на уровне частной и общественной жизни, так и на уровне национальных государств и межнациональных отношений во многих регионах мира.

Главным целеполаганием православной психотерапии является помощь человеку в выживании и спасении его на основе святоотеческого учения о духовной жизни и практики многовекового положительного опыта церкви. Ее позитивный потенциал по врачеванию и исцелению от духовных, нравственных и телесных недугов в решении проблем психотерапии в уголовно-исполнительной системе используется явно недостаточно, что отражает низкий уровень осведомленности светской части населения в вопросах духовного оздоровления, ее реальной помощи в профилактике социопсихогенных расстройств и т. д. при этом православную психотерапию, располагающую духовным опытом подвижников церкви, нельзя трансформировать в некую психотехнику, культивируемую вне церковного общения, поскольку, как указывает митрополит иерофей (Влахос), само христианство является наукой врачевания души, то есть «определенным психотерапевтическим методом и курсом лечения», исцелением человека от его страстей, служащим для достижения «общения и единства с Богом».

Б. Братусь подчеркивает, что душа в глубинном понимании, дух будет оставаться вне достижения психологическими методами, поскольку это предмет особого постижения, а не научного знания, тайна, а не проблема. Православие, выстраивая вертикальную устремленность человека к высшему смыслообразующему началу, отвечает его насущной потребности поиска смысла, неуничтожимого, неустранимого фактом его смерти. Понимание христианством человека как личности, заложенного в человеке неповторимого начала как самостоятельного «бытия в себе» имеет для практической психотерапии первостепенное значение, раскрывающее не только многогранность личности, но и ее многоуровневость.

Являясь конфессиональной (церковной), православная психотерапия, в отличие от светской, не умаляя ее задач по решению личностных проблем, направлена на устранение центрального раскола человека – между сторонами души – внутренней, духовной, и внешней, обращенной к миру. Востребованная временем она приводит человека к покаянию через осознание им психологических (страстных) причин и механизмов болезни, через активизацию значимых эмоциональных переживаний и включение резервных психических возможностей для восстановления в нем образа Божия.

Данное направление психотерапии имеет собственно церковную и научно-практическую формы, взаимодополняемые в тесном контакте друг с другом. И если научно-практическая психотерапия достигается с помощью психотерапевтических мероприятий, осуществляемых врачами и психологами, то церковная – посредством синтеза практического богословия – церковного душепопечения и таинств с достижениями естественных наук.

Среди последних отмечается все большее обращение к Божественному откровению и значительное слияние с богословскими воззрениями по целому ряду фундаментальных гуманистических проблем человека, где научные знания начинают заполнять существующие пробелы, во многом приобщаясь и постигая истинную природу человеческой души, вставая на путь православной апологетики.

Сохраняя накопленное в богословии эмпирическое знание о человеке как образе и подобии Божием, современные исследователи наряду с этим уточняют понимание психического механизма действующих в нем сил и целого ряда психических явлений и свойств – духовности, сознания, феномена веры, стресса, неврозов.

Как отмечает Митрополит Иларион, христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, который слышит человека, помогает ему, любит его, а молитва – «это встреча с Богом живым», «беседа с Богом», «диалог, который предполагает не только наши слова, обращенные к Богу, но и ответ Бога». «Главным содержанием молитвы является именно встреча с Богом, возможность открыть его для себя».

Следовательно, православная психотерапия представляет комплекс исправительного, предупредительного, воспитательного и целительного средств, что сближает их с психотерапевтическими и воспитательными задачами. Но данный подход не исключает трудности, стоящие перед пенитенциарными специалистами (психологами, воспитателями, медиками, духовенством, социальными работниками и др.) на разных стадиях и этапах преодоления (терапии) нЭс у сотрудников и осужденных, равно как и при «выстраивании» системы их духовного развития.

Линейная цепь стратегии и тактик психотерапии имеет многоосевую (векторную) природу «вертикали» построения, включающую, по В. п. Зинченко, стадии развития сознания от гносеологического и экзистенциального до духовного формирования личности. Этапы психотерапии при этом можно изобразить следующим образом: комплексная психолого-психиатрическая, психолого-педагогическая и другие виды экспертизы (диагностика) → психотерапия негативных эмоциональных состояний → культуртерапия → инкультурация → духовная психотерапия (православная и другие виды религиозной терапии).

Дополнительно в целостном и комплексном поле православной психотерапии необходимо использовать самый широкий спектр современных опытных методов психотерапии, адресованных имеющимся формам плр и микстов на основе субъект субъектного подхода. Следует отметить, что несмотря на тот факт, что пенитенциарные условия (комфортность которых у осужденных все возрастает) представляются во многих отношениях определенной моделью экзистенциального характера, которая должна служить в качестве важнейшего фактора их осознания (рефлексии) совершенного преступления, раскаяния и исправления. Но «смысл нельзя дать», как утверждал В. Франк, нельзя дать человеку (в нашем случае осужденному) и духовность, не унизив его, указывал А. И. Ильин.

Пенитенциарные же специалисты могут не только создать необходимые условия, способствующие духовному возрождению, становлению и развитию личности осужденного, но и на личном примере выполнения своего профессионального долга могут стать для осужденного образцом в становлении правопослушного поведения, патриотизма, милосердия и личного самосовершенствования. Подспорьем этому может служить культуртерапия с ее мощным духовным потенциалом воздействия как на осужденных, так на сотрудников исправительных учреждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)