Анализ психологических игр или скрытых трансакций

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эгосостояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.

Трансакция может производиться на двух уровнях – социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

Одобрение в трансактном анализе понимается как «поглаживание». Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и т. п.). Поглаживания даются за «существование» (то есть являются безусловными) и за «поступки» (условные поглаживания). Они могут быть позитивными (например, дружеское физическое прикосновение, теплые слова и доброжелательные жесты) и негативными (шлепки, хмурые взгляды, брань).

Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, «что ты есть». Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными («Я люблю тебя»), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребенок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребенок прольет молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд.

Следующий аспект трансактного анализа – структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность направлены на достижение определенных целей – структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как «честные», то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определенному результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность.

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой. Ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

Можно определить времяпрепровождение как серию простых, полуритуальных дополнительных трансакций, целью которой является структурирование определенного интервала времени. Начало и конец такого интервала можно назвать процедурами. При этом трансакции обычно приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала – чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождения обычно взаимно исключают друг друга, то есть не смешиваются, формируют основу для знакомства и могут привести к дружбе, способствуют подтверждению избранных человеком ролей и укреплению его жизненной позиции.

Культурные, субкультурные и семейные сценарии. «Игра» – фиксированный и неосознаваемый стереотип поведения, включающий продолжительный ряд действий, содержащих слабость, ловушку, ответ, удар, расплату, вознаграждение. Каждое действие сопровождается определенными чувствами. Каждое действие игры сопровождается поглаживанием, которых в начале игры больше, чем ударов.

Чем дальше разворачивается игра, тем интенсивнее становятся поглаживания и удары, достигая максимума в конце игры. Игры отличаются от времяпрепровождений или ритуалов двумя основными характеристиками – скрытыми мотивами и наличием выигрыша. Отличие игр состоит в том, что они могут содержать элемент конфликта, быть нечестными и иметь драматический исход.

Берн дает классификацию игр, основанную, по его мнению, на некоторых наиболее очевидных характеристиках и переменных:

  • количество игроков: игры на двоих («Фригидная женщина»), на троих («нука, подеритесь»), на пятерых («Алкоголик») и на многих («почему бы тебе не…» – «Да, но…»).
  • используемый материал: слова («психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Мне нужна операция»).
  • клинические типы: истерический («насилуют!»), с синдромом навязчивости («растяпа»), параноидальный («почему со мной всегда так?»), депрессивный («опять я за старое»).
  • по зонам: оральные («Алкоголик»), анальные («растяпа»), фаллические («нука подеритесь»).
  • психодинамические: контрфобия («если бы не ты»), проецирующие («родительский комитет»), интроецирующие («психиатрия»).
  • классификация по инстинктивным влечениям: мазохистские («если бы не ты»), садистские («растяпа»), фетишистские («Фригидный мужчина»).

При классификации игр Э. Берн использует следующие качества игр:

  • гибкость.
  • цепкость (некоторые легко отказываются от игр, другие привязаны к ним гораздо сильнее.
  • интенсивность (некоторые играют расслабленно, другие более напряжены и агрессивны. Игры соответственно бывают легкие и тяжелые).

Все игры оказывают на судьбу игроков важное и, возможно, решающее влияние. Но некоторые из них гораздо чаще, чем другие, становятся делом всей жизни. Эту группу игр Берн назвал «играми на всю жизнь». В нее входят «Алкоголик», «Должник», «ударь меня», «попался, сукин сын!», «смотри, что я изза тебя сделал» и т. д. Э. Берн определял сценарий как «бессознательный жизненный план», указывая, что это план жизни, который составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути. Концепция о том, что детские впечатления оказывают сильное влияние на паттерны поведения взрослых людей, является центральной не только в трансактном анализе, но и в других направлениях психологии.

Интересно
В теории сценария, кроме того, есть идея, согласно которой ребенок составляет определенный план своей жизни, а не просто формирует основные взгляды на жизнь. Этот план складывается в форме драмы, имеющей четко обозначенные начало, середину и конец. Другой отличительной чертой теории жизненного сценария является то, что план жизни «достигает кульминации в из бранной альтернативе».

Составные части сценария, начиная с первой сцены, служат для того, чтобы привести сценарий к заключительной сцене. В теории сценария заключительная сцена получила название расплаты за сценарий. теория говорит о том, что при проигрывании человеком жизненного сценария он бессознательно избирает модели поведения, которые приблизят его к расплате сценария.

Сценарий – это «план жизни, составленный в детстве», следовательно, ребенок сам принимает решение о своем сценарии. На решение о выборе жизненного сценария оказывают влияние не только внешние факторы, но и воля ребенка. Даже тогда, когда разные дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни. В этой связи Берн приводит случай с двумя братьями, которым мать сказала: «Вы оба попадете в психушку». Впоследствии один из братьев стал хроническим психическим больным, а другой психиатром.

Термин «решение» в теории жизненного сценария используется в значении, отличном от того, которое обычно приводится в словаре. Ребенок принимает решение о своем сценарии в результате чувств до того, как начинает говорить. При этом ребенок использует доступные ему в том возрасте способы тестирования реальности. Жизненный сценарий лежит вне пределов осознания, поэтому во взрослой жизни человек ближе всего может подойти к воспоминаниям о детстве с помощью снов и фантазий.

Проживая свои сценарные решения в поведении, человек, тем не менее, не осознает их. Жизненный сценарий имеет содержание и процесс. Содержание сценария каждого человека также уникально, как и отпечатки пальцев. В то время как сценарный процесс подразделяется на относительно небольшое число определенных паттернов. По содержанию сценарии могут быть победителя, побежденного и непобедителя или банальный. Победителем Берн называл того, кто достигает поставленной перед собой цели. Под победой понимается то, что поставленная цель достигается легко и свободно.

Побежденный – это человек, который не достигает поставленной цели. И дело заключается не только в достижении цели, но и в степени сопутствующего комфорта. если, например, человек решил стать миллионером, стал им, но постоянно чувствует себя несчастным из-за язвы желудка или напряженной работы, то он побежденный. Нужно отличать сценарий и курс жизни. Берн писал: «сценарий – это то, что человек запланировал совершить в раннем детстве, а курс жизни – то, что реально происходит». Курс жизни является результатом взаимодействия четырех факторов: наследственности, внешних событий, сценария, автономных решений.

В сценарии существует четыре варианта жизненных позиций: Яок, тыок; Янеок, тыок; Яок, тынеок; Янеок, тынеок. Жизненая позиция представляет собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях. Это означает нечто большее, чем просто какое-то мнение о своем поведении и поведении других людей.

Ребенок принимает сценарные решения в соответствии со своим восприятием окружающего мира. Следовательно, послания, которые ребенок получает от своих родителей и окружающего мира, могут полностью отличаться от посланий, воспринимаемых взрослым человеком. Сценарные послания могут передаваться вербально, невербально или тем и другим способом одновременно. До того, как ребенок начнет говорить, он интерпретирует послания других людей в форме невербальных сигналов. Он тонко воспринимает интонацию словесных высказываний, движения тела, запахи и звуки.

Иногда ребенок воспринимает сценарные послания, исходя из происходящих вокруг него событий, которые не зависят от родителей: громкий шум, неожиданные движения, расставания с родителями во время пребывания в больнице – все это может показаться ребенку угрозой его жизни. Позднее, когда ребенок начинает понимать язык, невербальные коммуникации остаются важным компонентом сценарных посланий. При разговоре родителей с ребенком, он будет интерпретировать сценарное значение того, о чем они говорят в соответствии с сопровождающимися невербальными сигналами.

Таким образом, сценарий – это жизненный план, напоминающий спектакль, в котором личность вынуждена играть роль. Сценарий напрямую зависит от позиций, принятых в детстве, и записывается в эгосостояние «ребенок» через трансакции, которые происходят между родителями и ребенком. Трансактный анализ – это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями – везде, где люди имеют дело с людьми. основы теории трансактного анализа были описаны Э. Берном.

Трансактный анализ включает:

  • структурный анализ – анализ структуры личности.
  • анализ трансакций – вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.
  • анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу – выигрышу.
  • анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ «эгопозиции», который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр. трансактный анализ эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)