Определение цены и объемов выпуска в условиях монополии

Поведение фирмы-монополиста на рынке определяется 3-мя обстоятельствами. Чистая монополия работает в рыночной среде и, следовательно, подчиняется законам рынка.

Монополист как единственный производитель данного товара определяет его отраслевой выпуск, т.е. в этом случае монополия и отрасль являются синонимами, следовательно, кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса и имеет классический характер.

Таким образом, любое изменение монополистом цены или объема выпуска подчиняется закону спроса. Кривая предложения фирмы-монополиста выражается точкой на кривой спроса.

В отличие от фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, монополист является не ценополучателем, а ценопроизводителем.

Это значит, что он имеет право самостоятельно устанавливать цену на свою продукцию, однако его власть не абсолютна.

Для любого выпускаемого монополистом товара существует хотя бы низкая, но эластичность.

Следовательно, повышение или понижение цены будет приводить к снижению или повышению объемов продаж, на что также влияют бюджетные ограничения покупателей. Таким образом, стремление монополиста к увеличению объема продаж своего товара всегда сталкивается с эффектом падающей цены.

Исходя из этого можно сделать 2 вывода:

  • для монополиста кривая рыночного спроса является кривой среднего дохода;
  • если монополист назначает для всех единую цену, то величина среднего дохода равна цене.

При неэластичном спросе на товар фирма – монополист имеет более широкие возможности для увеличения цены.

Для сохранения своей власти над рынком фирма – монополист часто снижает цену, устанавливая цену лимита, эта цена является своеобразным экономическим барьером для фирм, пытающихся попасть на рынок. Но в связи с такими ценами, фирма-монополист не всегда может получать прибыль.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)