Концептуальные идеи альтернативной педагогики

Идея уникальности, незаменимости и непредопределенности каждого отдельного человека раскрывается через признание и учет неповторимости человека во всех его проявлениях.

Интересно
Идея диалогичности природы человека предполагает, что человек становится таковым только в единстве с другим человеком, которое опирается на реальность различия между «я» и «ты».

Эта идея позволяет говорить об общении и саморефлексии как о принципиальных формах жизнедеятельности человека и факторах его развития. Познание людьми друг друга является непременным условием их взаимодействия и регулирования каждым из них форм и характера своей активности в соответствии с обстоятельствами и задачами.

Идея самоценности каждого периода человеческого существования (детства, юности и т.д.) предполагает признание самостоятельной значимости и незаменимости специфического образа жизни человека, его субъективного мира, его особой возрастной культуры.

Идея естественного права человека на собственное «пространство жизни», на личную тайну и на признание и защиту своих прав исходит из того, что человек в любом возрасте избирателен в деятельности и общении, что он нуждается в индивидуально воспринимаемом сохранении равновесия «открытости – приватности» с близкими и знакомыми людьми.

Что он стремится к созданию и «оживлению» личного пространства. 

Организационно эта идея реализуется через ценностносмысловое равенство педагога и обучаемого, проявление и совершенствование коммуникативной культуры участников образовательной деятельности, создание и сохранение отношений заботы и доверия как условия свободы в познании.

Идея индивидуального развития как естественного процесса роста, усложнения, вызревания и раскрытия того, что заложено в растущего человека природой, космосом, родителями.

Идея целого (холизм), непрерывного и цикличного как имманентных характеристик развития обеспечивается органическим единством осознанного и бессознательного, эволюционного и кризисного в психическом процессе.

Идея, которая постулирует, что время жизни является личной собственностью человека (одной из форм передачи и обмена этой собственности, собственно, и выступает образование как социальное явление).

Идея субъективного восприятия времени жизни и субъектности познающего сознания предполагает, что сфера образования выступает как исследовательское поле, на котором опыт постижения знаний и опыт поведения «выращивается» не по схеме привития и пересадки из одной головы в другую, а в логике культурного порождения смыслов этого знания.

Интересно
Идея культурной обусловленности развития человека предполагает отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются поиск личностных смыслов, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития и совершенствования.

Идея обжитого пространства индивидуального бытия связана с утверждением, что большое растет в малом, что растущий человек нуждается в «оживлении», персонифицировании собственного пространства, объединяющего природный микромир, социальную микросреду, культурную атмосферу, семейный круг и характер отношений в нем.

Идея открытости отражает постоянную незавершенность образования как процесса, невозможность его жесткого планирования и связанную с этим необходимость ситуативного, перманентного соотнесения характера его протекания с изменениями в растущем человеке и окружающем мире.

Идея комплиментарности (дополнительности) предполагает, что противоположности, как основа развития, уходят не посредством снятия, а за счет взаимного дополнения, компромисса, сочетающих черты и характеристики прежних противоположностей.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)