Коллективизм в русской культуре

Коллективизм вырабатывался как культурная норма, требовавшая подчинения мыслей, воли и действий индивида требованиям социальной среды. Эта норма складывалась в условиях общинной жизни и патриархального быта русского крестьянства. Она, с одной стороны, способствовала организации крестьянского труда и всего уклада деревенской жизни (решение вопросов «всем миром»), а с другой — получала одобрение со стороны власть имущих, поскольку облегчала управление людьми.

Индивидуализм, уклонение от сотрудничества, противопоставление себя коллективу, даже просто нежелание поддержать общение (например, со словоохотливым случайным попутчиком) воспринимались как неуважение, высокомерие. Так вести себя «не принято», это «бескультурье», которое порицается общественным мнением.

Россия не пережила Ренессанс, внесший струю гуманизма в европейскую культуру, и идея уникальности, самоценности человеческой личности хотя и высказывалась, но никогда не привлекала к себе особого внимания в русской культуре. Гораздо более частым мотивом было стремление «быть как все», «не выделяться». Групповая сплоченность снимала проблему индивидуальной инициативы. Растворение личности в коллективе, в массе порождало безответственность за свое поведение, за личный выбор и участие в совместном действии.

Лишь к концу XX в. мысль о том, что индивидуализм имеет не меньшую социальную ценность, чем коллективизм, постепенно проникает в русскую культуру. Но и сейчас наше общество с большим трудом осваивает такие понятия, как «права человека» и «свобода личности», а личная инициатива, требуемая рыночной экономикой, то принимает уродливые формы дикого мошенничества, то вызывает не менее дикое сопротивление со стороны приверженцев принципа «не высовывайся» (например, в форме поджогов фермерских хозяйств).

Бескорыстие, приоритет духовного начала над материальным, осуждение склонности к приобретательству, накопительству всегда одобрялись в русской культуре (хотя далеко не всегда служили фактически нормой жизни). Почитались юродивые, отшельники, укротители плоти, бессребреники и вообще все, кто пренебрегал мирскими благами ради высших духовных идеалов, ради идеи.

Интересно
Альтруистическая жертвенность, аскетизм, «горение духа» отличают исторических и литературных героев, ставших образцами для целых поколений: Сергия Радонежского и отца Аввакума в народных преданиях, князя Мышкина и Павки Корчагина в художественной литературе.

Признавая святость высшей ценностью, русский человек стремится к абсолютному добру, и поэтому не возводит земные, относительные ценности в ранг священных принципов. Он хочет действовать всегда во имя чего-то абсолютного. В восточнохристианской культуре земное существование человека рассматривалось как эпизод на пороге вечной жизни, и потому не представляло самоценности. В качестве смысла земного существования человека признавались духовные стремления к смирению и благочестию, ощущение собственной греховности и аскетизм.

Первенство духа над плотью и обыденностью оборачивается в русской культуре презрительным отношением к житейскому расчету, «мирской суетности», «мещанской сытости». Поскольку земные блага ничтожны и скоротечны, мирской труд рассматривается не как средство созидания и творчества, а как способ самоуничижения и самодисциплины. Это, конечно, не означает, что русским людям вообще чужд практицизм.

Однако в традициях русской культуры деловитому экономическому мышлению не придается особой ценности. Мелочным расчетам противопоставляются широкие движения души. Поощряется скорее не разумная предусмотрительность, а действие «на авось».

Стремление к высотам духовного совершенства подчас выливается в нереальные благие мечтания, высокопарные интеллигентские словопрения о вечных святынях, за которыми стоят милая сердцу практическая беспомощность, бездеятельность и попросту лень. Вечный поиск идеала — благодатная основа возникновения различного рода социальных утопий и мифов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)