Индивидуализация в личностно-ориентированной концепции

В педагогике под концепцией понимают определенную систему взглядов, определяющих понимание педагогических явлений и процессов, обосновывающих способ построения и содержания образования, его цели и задачи.

В концепции особое внимание уделяется принципам как ориентирам для разработки стратегии педагогической деятельности.

Личностно-ориентированное обучение или «педагогика понимания» предполагает ориентацию на содействие развитию личности и характеризуется опорой на субъектную позицию обучающихся, целостным восприятием учебных предметов, нацеленностью на поиск смыслов в любом учебном материале, многообразием видов деятельности.

В этом значении индивидуальный подход длительное время рассматривался, главным образом, в двух своих аспектах:

  • как средство предупреждения неуспеваемости, отсева и второгодничества;
  • как способ при дифференциации обучения, связанной с углублённым изучением учебных предметов.

Это направление следует отличать от разрабатываемого в официальной педагогике «индивидуального подхода», ориентирующего педагога на учет нестандартных условий учебного процесса, связанных либо с отклонениями в развитии ребенка, либо с необходимостью специализации обучения.

Значительное углубление и расширение аспектов индивидуального подхода в официальной отечественной педагогике произошли в 50-ые годы, когда активно стали исследоваться особенности индивидуального подхода как средства повышения эффективности обучения, познавательной активности и самостоятельности.

Анализировались способы организации самостоятельной и совместной учебной работы (В.И. Загвязинский, Л.П. Кныш, Т.М. Николаева), программированного направления в обучении (А.А. Аукум), индивидуальный стиль деятельности (В.С. Мерлин, Е.В. Климов) и др.

В последнее время представление об индивидуальном подходе к образовательному процессу включает в себя:

  • выявление слабых и сильных сторон учащихся перед изучением нового материала;
  • учет индивидуальных особенностей при подготовке учащихся к усвоению учебного материала;
  • организация самостоятельной и совместной работы при первичном закреплении и применении знаний на практике;
  •  учет индивидуальных особенностей учащихся при организации домашней работы;
  • опора на индивидуальные особенности учебной деятельности при организации текущего и итогового контроля.

Данное обучение оперирует прежде всего понятием «индивидуализация».«Индивидуальный подход» направлен на усвоение обучаемого задач социализации, то «индивидуализация» предполагает совместную деятельность педагога и воспитанника по поддержке и развитию того особенного, что заложено от природы, что им приобретено в опыте своей жизни.

В таком значении «индивидуализация» (а не «индивидуальный подход») предполагает:

  1. Индивидуально ориентированную помощь обучаемому в реализации первичных базовых потребностей – без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства.
  2. Создание условий для максимально свободной реализации заданных природой способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида.
  3. Стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.

Индивидуализация предстает как система средств, способствующая осознанию и проявлению человеком своего отличия от других, своей слабости и своей силы для духовного прозрения, для самостоятельного выбора собственного смысла жизни; это помощь воспитаннику в личностном самоопределении.

Примерами концепций личностно-ориентированного обучения могут служить идеи, разрабатываемые в рамках: психологической модели, педагогической поддержки, развивающего обучения и предупреждения депривации.

Анализируя содержание личностно-ориентированного образования как педагогического направления, представленного различными концепциями, правомерно предположить, что его обязательными компонентами являются личностный компонент, аксиологический компонент, когнитивный компонент содержания, деятельностно – творческий компонент.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)