Черты образования в тоталитарных режимах

Система образования в тоталитарных режимах может носить и некоторые специфические черты в зависимости от национальных и исторических особенностей того государства, в котором она функционирует.

Так, например, система школьного образования в Третьем рейхе, просуществовавшего всего лишь двенадцать лет, но ставшего не только ярчайшим социально – политическим явлением ХХ века, но и одной из его самых мрачных страниц.

С момента прихода к власти в 1933 году нацисты рассматривали школьное образование как составную часть «трехчастного воспитания: расового, профессионального и военного» с опорой прежде всего не столько на знания, сколько на веру и «формирование духа».

На формирование исходных положений нацистской педагогики несомненное влияние оказали труды Э.Крика, чья «фелькишеполитическая антропология» стала основой формирования учебных планов и программ, и А.Боймлера, чья «политическая педагогика» дистанцируется от романтической патетики Крика, опираясь на рациональную картину мира.

Одномоментно была проведена унификация учительских объединений, которая прошла в предельно сжатые сроки по той причине, что нацистское руководство было заинтересовано в скорейшей ликвидации всех независимых общественных объединений, в том числе и учительских союзов.

Весной 1933 года принимается закон, на основании которого увольняли всех учителей неарийского происхождения, и тех, кто не мог дать гарантий своей лояльности новому государству.

В соответствии с законом вводились квоты на количество обучающихся неарийского происхождения. Конгломерат предубеждений, политических воззрений, лозунгов из речей фюрера национал-социалисты считали своей теорией.

Это сводилось к словам – символам «общность», «раса», «вождь», с которыми тесно ассоциировались понятия «кровь и почва», «расовая воля», «раса господ», «народный товарищ», «кровное сообщество» и т.п.

Национал – социалистическое народное образование не имело никакого самосознания, что следовало из самих задач этой системы. Целью воспитания в таком государстве было создание нового немецкого человека. Этой цели должны были совместно добиваться народные школы и прочие институты внешкольного воспитания и образования.

При этом выдвигались такие задачи:

  • воспитание народа;
  • придание определенной формы членам сообщества;
  • воспитание молодежи через влияние семьи и школьных преподавателей.

Школа в структуре нацистской диктатуры стала играть второстепенную роль. Основные функции по воспитанию молодежи возлагались на специфичные общественные структуры, созданные режимом: Гитлерюгенд, Сельхозгод, Имперская трудовая повинность.

Основными характеристиками созданной в Германии педагогической действительности в период с 1933 по 1945 годы были:

  • идеологизация целей образования под лозунгом «воспитание немецкого человека»;
  • выкристализация в содержании образования расово – народного (национал – социалистического) компонента;
  • социальная селекция молодежи как механизм «выращивания новой элиты»;
  • обеспечение молодежи знаниями, необходимыми для победы в борьбе за выживание немецкой расы.

Если рассматривать содержание, структуру и функцию того, что национал – социалисты определяли мировоззрением в сфере образования, то под ним подразумевались ключевые формы контроля над сознанием в виде пропаганды, воспитания и обучения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)