Особенности мотивации персонала в системе государственной службы

Государственная служба является неотъемлемым фактором существования любого государства. Юрист Н. М. Коркунов, уточняя понятие «государственная служба», приравнивал ее к особому публично-правовому отношению служащего к государству, которое основывается на подчинении и включает в себя обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности.

Во все времена была необходимость повышения результативности государственной службы. Это связано, прежде всего, с повышением эффективности деятельности каждого государственного служащего на своем рабочем месте. Правильно организованный процесс мотивации будет способствовать выполнению этой задачи.

С точки зрения кадровой политики специалисты выделяют следующие особенности трудовой деятельности государственного служащего:

  • направленность работы на реализацию государственных и национальных интересов;
  • формирование административно–правовых отношений, которые регулируются нормами административного права и возникают в сфере исполнительной власти, т. е. государственного управления;
  • высокая ответственность служащего за принятие и реализацию управленческих решений, которая подразделяется на два вида – технологический и гуманитарный.

К технологическим видам ответственности относятся: профессиональная, дисциплинарная, административная, юридическая, экономическая и материальная; к гуманитарным видам ответственности – относятся: социальная, экологическая, этическая и политическая.

В настоящее время на государственной службе основным способом мотивации можно считать денежные выплаты

Согласно ст. 50. «Оплата труда гражданского служащего» Федерального закона № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание включает в себя:

  1. Месячный оклад служащего, который соответствует замещаемой им должностью.
  2. Месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы.
  3. Ежемесячные и иные дополнительные выплаты.

К дополнительным выплатам относят:

  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (от 1 года до 5 лет – 10 %; от 5 до 10 лет – 15 %; от 10 до 15 лет – 20 %; свыше 15 лет – 30 %);
  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 200 % этого оклада;
  • ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальную помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Помимо этого, размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

Статья 51. «Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа» указанного выше закона свидетельствует о том, что при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

  1. Оклада за классный чин – в размере четырех должностных окладов.
  2. Ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе – в размере трех должностных окладов.
  3. Ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы – в размере четырнадцати должностных окладов.
  4. Ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, – в размере полутора должностных окладов.
  5. Премий за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере двух окладов денежного содержания.
  6. Ежемесячного денежного поощрения – в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
  7. Единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи – в размере трех окладов денежного содержания.

Система денежного содержания государственного служащего должна строиться на основании двух принципов:

  • единства, подразумевающий одинаковый подход в организации финансового обеспечения ко всем государственным служащим в соответствии с замещаемой должностью;
  • нормативности, закладывающий право государственных служащих с одинаковой профессиональной подготовкой замещать равные государственные должности и получать равное жалование.

Специалисты определили основные функции денежного содержания государственной службы:

  1. Воспроизводственная, которая по аналогии с заработной платой компенсирует или дает возможность обеспечения воспроизводства умственных, физических, психологических и других затрат человека, которые он использовал в процессе выполнения своих трудовых функций.
  2. Социальная, реализуемая на основе принципа социальной справедливости в обществе.
  3. Учетно-производственная, характеризующая меру участия живого труда в процессе образования цены продукта.
  4. Мотивационная, основной целью которой является направление мотивов государственных служащих на достижение в соответствии с должностными инструкциями требуемых результатов труда государственной службы.

Определить, насколько эффективна мотивация государственных служащих можно по результатам их труда, особенно динамики, а также на основании проведенных опросов. Например, недавно проведенный опрос государственных служащих показал, что 75 % служащих в целом удовлетворены свой работой. При этом работники причинами неудовлетворенности своей деятельностью определили отсутствие конкретных критериев результатов деятельности (23 %) и ощутимых результатов работы (19 %); а к основным стимулам, положительно влияющим на деятельность, отнесли повышение денежного содержания (59 %) и усиление социальной и правовой защищенности государственных служащих (44 %).

Одной из важных задач, с точки зрения управления персоналом, является формирование гибкой системы стимулирования на государственной службе.

Примером такой системы является использование эффективного контракта. Это трудовой договор с государственным служащим, в котором должны быть конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели, а также критерии оценки эффективности деятельности для определения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества выполнения работниками должностных обязанностей. Содержание эффективного контракта устанавливается в соответствии со ст. 57 ТК РФ.

Согласно этому виду контракта оплата работника состоит из двух частей:

  • базовой – должностного оклада, т. е. фиксированного размера оплаты труда работника за исполнение трудовых должностных обязанностей;
  • стимулирующей части, состоящей из выплат, устанавливаемых с учетом интенсивности и качества труда, квалификации и профессионального мастерства служащего, которые позволяют стимулировать повышать мотивацию и результативность труда путем вознаграждения за достигнутые результаты работы определенной сложности.

Главная особенность заключается в определении взаимосвязи оплаты труда служащего и результатов выполнения трудовых функций, которые представлены в виде показателей и критериев эффективности деятельности в рамках обобщения характеристик определенного направления или вида деятельности. Это значительно сокращает уравнительный подход к оплате труда. Такие показатели направлены на количественную и качественную оценку результативности выполнения должностных обязанностей, служащих и позволяют повысить эффективности их деятельности в целом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)