Определение широты ассортимента

Широта ассортимента — это количество ассортиментных групп (подгрупп, видов) товаров, имеющихся в том или ином розничном или оптовом звене, представленных в номенклатурных или формулярных списках, классификаторах, государственных реестрах, регистрах, каталогах, выпускаемых различными фармацевтическими организациями или фирмами, производящими медицинские инструменты, приборы и оборудование.

Характеризуется относительной величиной — коэффициентом широты (Кш,%):

Кш = (Шф × 100)/Шб,

где Шф — широта фактическая — количество ассортиментных групп (подгрупп) товаров, имеющихся в аптеке, на аптечном складе, в лечебном учреждении и др.; Шб — широта базовая — количество ассортиментных групп (подгрупп), представленных в классификаторах, регистрах или формулярных списках и др.

Действительная (фактическая) широта (Шф) — фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в исследуемой аптечной или лечебной организации.

Базовая широта (Шб) — широта, принятая за основу для сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное, т. е. все, зарегистрированные в России.

Количество видов, разновидностей и наименований товаров при определении базового показателя широты зависит от целей исследования.

Например, при анализе ассортиментной политики оптовых аптечных организаций-конкурентов в качестве базового можно взять как максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных оптовых звеньях аптечной сети, так и весь ассортимент товаров, зарегистрированных на день исследования в России.

Таким образом, базовый коэффициент широты выражает отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Когда необходимо провести анализ широты ассортимента одного вида, например ножей ампутационных или ножей резекционных, тогда под  широтой  ассортимента понимают количество видов, разновидностей и наименований товаров, например ножей ампутационных больших или ножей ампутационных малых.

Широта ассортимента может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Оптимальные значения широты ассортимента изменяются в зависимости от насыщенности рынка, а также от состояния спроса.

В условиях дефицита  того или иного  вида товара, когда спрос превышает предложение, производителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров.

Кроме того, выпуск разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, создания новых видов упаковки, маркировки.

В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, кроме того, увеличиваются транспортные расходы.

На насыщенном рынке изготовители и продавцы стремятся удовлетворить разнообразные запросы.

Когда предложение превышает спрос, требуются коммерческие усилия по формированию потребительских предпочтений, что  достигается, в  числе прочих средств, и за счет увеличения широты ассортимента.

Широта ассортимента выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм- производителей и поставщиков медицинских и фармацевтических товаров.

Как отмечает В.Н. Стрелков, широта ассортимента является в определенной мере рейтинговым показателем, дающим возможность сравнивать аптечные организации между собой.

Ценность анализа ассортимента по его широте заключается также в возможности оперативно сделать вывод о том, сколько и каких групп медицинских и фармацевтических товаров отсутствует в данной аптеке, аптечном складе или ЛПО.

Чем ближе коэффициент широты к единице, тем более широким является ассортимент товаров.

Однако следует иметь в виду, что большинство аптек по объективным причинам не смогут достичь такого значения коэффициента широты, поскольку не все аптеки имеют право работать с наркотическими, ядовитыми и другими лекарственными средствами.

Не каждое оптовое звено будет работать со спиртом (приемка, хранение, отпуск), стоматологическими материалами и т. п.

Отличительной особенностью товаров медицинского назначения является то, что, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента — мера скорее вынужденная, чем желательная в условиях насыщенного рынка.

Для потребителей же, с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены, с другой — при сверхвысокой широте ассортимента им трудно ориентироваться в этом многообразии, трудно выбрать нужный товар. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

Несмотря на информативность Кш, специалистов, работающих в сфере здравоохранения, всегда будет интересовать вопрос о том, в какой мере фактический ассортимент соответствует предпочтительному ассортименту.

Определение широты предпочтительного ассортимента лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, трудоемко и требует значительных материальных затрат, так как при этом необходимо определить целевой сегмент рынка и провести анкетирование как промежуточных потребителей (врачей), так и конечных потребителей (пациентов).

В случае анализа ассортимента товаров, отпускаемых без рецепта врача, задача упрощается, так как можно провести анкетирование только конечных потребителей (пациентов) этого сегмента, для определения их предпочтений.

Однако и этот показатель не всегда объективен, поскольку:

  • потребитель не может иметь полной информации о потребительных свойствах тех или иных товаров медицинского назначения, ведь они изложены в специальной литературе с использованием профессиональной терминологии.
  • производитель медицинской услуги — медицинский персонал не всегда уделяет должное внимание информационному анализу новых образцов товаров, в том числе лекарственных средств. Отчасти этому способствует формулярная система назначения лекарственных средств, а также использование списков жизненно важных (ЖВ) и важнейших (ВЛС) лекарственных средств. Немаловажное значение имеет специализация врача. Так, врачи узких специальностей (кардиологи, ревматологи, пульмонологи, невропатологи, инфекционисты и др.), в отличие от терапевтов, используют ассортимент наиболее полно.
  • Фармацевтические работники недостаточно проводят информационно-разъяснительную работу с населением и ЛПО.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)