Методика диагностики микросреды
Изучение социальной среды, как и семьи и личности ребенка, по отношению к которому социальный педагог реализует свою профессиональную деятельность, имеет глубокий смысл. Поскольку человек во многом является продуктом социальных отношений, именно система этих отношений влияет на его личностное становление и на уточнение им всего комплекса «Я-концепции».
При этом предметное пространство (географическое, геофизическое) не влияет напрямую на становление личности.
Микросреда (ближайшее окружение человека) обладает индивидуальным набором общечеловеческих, культурологических, исторических, национальных, семейных и групповых элементов, становясь многофакторным явлением влияния на сознание и подсознание ребенка.
Диагностика микросреды предполагает изучение:
- инфраструктуры микрорайона и его отдаленность от центра поселения, где проживает несовершеннолетний (наличие предприятий в непосредственной близости, объектов культурного значения, образовательных центров, медицинских учреждений, тип застройки и преобладающий архитектурный стиль зданий и т. п.);
- ближайшее социальное окружение несовершеннолетнего в микросреде улицы или дома (состав жителей, их социально-профессиональный уровень, наличие детско-юношеской субкультуры, взаимоотношения с взрослым населением, доступные/распространенные формы досуговой деятельности).
Становление личности ребенка под влиянием среды, по мнению И. А. Николаевой, происходит на нескольких уровнях, названных автором индивидуальной социальной ситуацией развития ребенка:
- персональный;
- эмоционально-коммуникативный уровень отношений субъекта;
- интегрированная структура смысло-жизненных отношений субъекта.
Именно эти факты наиболее значимы для деятельности социального педагога для уточнения программы взаимодействия с несовершеннолетним.
Обследование социальной среды проводится в несколько этапов (см. табл. 17).
Результатами диагностики социальной микросреды являются паспорт социальной инфраструктуры микрорайона; социальный паспорт образовательной организации; социальный паспорт детского коллектива.
- Методика социально-педагогической экспертизы
- Технология социального посредничества
- Методики организации досуговой деятельности
- Методика и технология работы социального педагога
- Технология целевого программирования
- Методика организации социально-педагогического комплекса
- Методика диагностики семьи
- Методика диагностики личности
- Социальный педагог в учреждениях пенитенциарной системы
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу