Лоцманская проводка судов и ее виды

Лоцманская проводка судна – это оказание морским лоцманом помощи судоводителю по проводке судна наиболее безопасным путем.

Основной целью лоцманской проводки исторически считалось обеспечение безопасности мореплавания, поскольку она была направлена на оказание помощи капитану при плавании в недостаточно знакомом районе, в сложных навигационных условиях и т.д.

Безопасность мореплавания и сегодня является ее первоочередной задачей, поскольку с помощью различных мероприятий, в том числе и лоцманской проводки, можно предотвратить происшествие с судами.

Увеличение размера морских судов, особенно танкеров, вызвало к жизни новую проблему – загрязнение окружающей морской среды, принимающее катастрофические размеры при крупных разливах. Выделяя в качестве самостоятельной цели лоцманской проводки защиту морской среды, КТМ РФ подчеркивает актуальность этой проблемы, имея в виду, что лишь предотвращение происшествия с судном наиболее полно гарантирует сохранение морской среды.

Интересно
Согласно статьям 86 и 87 Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации лоцманская проводка судов, преследует цели обеспечения безопасности плавания судов, предотвращения происшествий с судами и защиты морской среды и осуществляется морскими лоцманами, которые должны удовлетворять требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Лоцманы обязаны осуществлять проводку судов на подходах к морским портам, в пределах акватории порта, между морскими портами и в открытом море (лоцманы открытого моря).

Морской лоцман:

  • лучше знает местные правила (знаки, сигналы и т.п.) применительно к району плавания;
  • знает местные опасности, которые могут угрожать судну;
  • имеет опыт и практику плавания на судах по данной акватории в знакомых ему гидрографических, навигационных и метеорологических условиях (в том числе с использованием вспомогательных средств, например, СУДС);
  • может быстро восполнить недостающую информацию при знании местного языка и особенностей района проводки.

Право на занятие лоцманской деятельностью подтверждается выдачей капитаном морского порта лоцманского удостоверения о праве лоцманской проводки судов в определенных районах, что предполагает проверку на соответствие установленным государством требованиям к профессиональной квалификации лоцмана, его подготовке, возрасту, здоровью, уровню образования и иным условиям.

Морские лоцманы предоставляют капитану судна в процессе плавания в районе обязательной или необязательной лоцманской проводки необходимые информацию и советы, т.е. оказывают услуги нематериального характера, а судовладелец, в свою очередь, уплачивает лоцманский сбор, размеры которого определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 106 КТМ РФ).

Морские лоцманы осуществляют проводку судов либо в качестве работников лоцманской службы государственной организации, либо – реализуя конституционное право на осуществление не запрещенной законом экономической деятельности – в качестве работников негосударственной организации по лоцманской проводке судов, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством.

Лоцманская проводка судов, таким образом, представляет собой общественно необходимую функцию, направлена на достижение общественно полезных целей, а на лоцманов – независимо от их принадлежности к государственной лоцманской службе или к негосударственной организации по лоцманской проводке судов – возлагается ряд обязанностей публично-правового характера относительно обстоятельств и происшествий, создающих угрозу мореплаванию и окружающей среде, в частности обязанность сообщать капитану морского порта о переменах на фарватерах, происшествиях с судами, невыполнении капитанами судов правил плавания судов и требований экологической безопасности (статья 92 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).

Поскольку основу данной деятельности составляет именно публичный интерес, государство, допуская негосударственные организации к осуществлению деятельности по лоцманской проводке судов, обязано создавать условия для надлежащего выполнения таких функций, что означает необходимость наделения их соответствующим статусом и установление порядка возмещения ущерба, причиненного в результате ненадлежащей лоцманской проводки.

При этом и в отношении лоцманских служб государственных организаций, и в отношении негосударственных организаций по лоцманской проводке судов осуществляется государственный контроль и надзор, в том числе за соблюдением ими требований безопасности.

Так, в силу пункта 2 статьи 88 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации соответствующими федеральными органами исполнительной власти может быть принято решение о прекращении деятельности негосударственной организации по лоцманской проводке судов, если она не отвечает требованиям к ее оснащенности, численности и квалификации ее работников.

Таким образом, действующее законодательство предъявляет одинаковые требования к деятельности лоцманских служб государственных организаций и негосударственных организаций по лоцманской проводке судов.

Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов, осуществляет орган государственного надзора (п. 1 ст. 88 КТМ РФ), который в порядке осуществления надзора вправе принимать решение:

  • об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;
  • об обращении в арбитражный суд с заявлением о ликвидации таких организаций, неоднократно или грубо нарушающих требования к их оснащенности, численности и квалификации их работников, установленные федеральным органом исполнительной власти в области транспорта для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.

КТМ РФ в статье 85 регламентирует, что лоцманская проводка судов осуществляется: на подходах к морским портам; в пределах акватории морских портов; между морскими портами; в открытом море.

Лоцманская проводка подразделяется на три вида:

  • обязательную,
  • необязательную (факультативную);
  • принудительную.

Как правило, при обязательной лоцманской проводке лоцман принимается на судно не только по воле капитана, но и в силу предписаний законов прибрежного государства и некоторых международных норм (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Конвенция о международном режиме портов 1923 г. и т.д.).

Прибрежное государство устанавливает районы обязательной лоцманской проводки по следующим причинам:

  • существуют сложные местные гидрографические, гидрометеорологические, навигационные и иные условия плавания, которыми не в состоянии быстро и комплексно овладеть капитан иностранного или национального судна, чтобы эффективно применить полученную информацию для проводки вверенного ему судна (например, сложные местные условия плавания, количество и интенсивность движения судов, особенности конструкции проводимого судна – большие размеры, осадка и т.д.);
  • существуют опасные для мореплавания и окружающей среды эксплуатационные и иные характеристики судна, критерии которых определены в нормативных актах прибрежного государства, международных нормах или рекомендациях международных организаций (например, ядерная энергетическая установка; судно в аварийном состоянии; на борту судна имеются опасные грузы – нефть, газ, радиоактивные вещества и т.д.).

В Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает районы обязательной и районы необязательной лоцманской проводки судов в обязательных постановлениях в морских портах (ст. 89 КТМ РФ).

В частности районы с обязательной лоцманской проводки судов утверждены:

  • Приказом Минтранса РФ от 24.06.2002 № 85 «Об установлении района обязательной лоцманской проводки судов»;
  • Приказом Минтранса РФ от 04.09.2003 № 182 «Об утверждении перечня участков внутренних водных путей Российской Федерации, типов и размеров судов, подлежащих обязательной лоцманской проводке»;
  • Приказом Минтранса РФ от 01.08.2002 № 105 «Об установлении района обязательной лоцманской проводки судов в Татарском проливе, Амурском лимане и устьевой части реки Амур»;
  • Приказом Минтранса РФ от 13.10.2008 № 168 «Об установлении района обязательной лоцманской проводки судов на реке Енисей от мыса Сопочная Карга до порта Игарка и в портах Дудинка, Игарка»;
  • а также приказы по конкретным портам.

В районах обязательной лоцманской проводки судов капитан судна не вправе осуществлять плавание без лоцмана, за исключением случаев, если судно относится к категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, или капитану судна предоставлено право осуществлять плавание без лоцмана в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

В случае нарушением капитаном судна, требования об обязательной лоцманской проводки он несет административную ответственность в соответствии п. 3 ст. 117 КоАП РФ с возложением административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления судном на срок до трех месяцев.

Следует отметить, что категории судов, освобождаемых от обязательной лоцманской проводки, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта в обязательных постановлениях по каждому конкретному морскому порту.

Применительно к судам иностранных государств, следует отметить, что при следовании по внутренним судоходным путям, открытым для захода иностранных судов, предусмотрена обязательная лоцманская проводка.

Интересно
Отметим, что лоцманами для проводки иностранных судов могут быть лица, имеющие высшее или среднее судоводительское образование, диплом не ниже капитана 4 группы или первого штурмана 5 группы судов и выдержавшие испытания на знание лоцманского дела в определенном районе в аттестационных комиссиях на получение квалификационного звания «Речной лоцман»11 1 или 2 класса по проводке иностранных судов, а также имеющие медицинское свидетельство о пригодности по состоянию здоровья для работы на судах.

Рабочими языками при проводке иностранных судов являются русский или по взаимному согласию – английский. В случае применения английского языка все рекомендации или команды (с разрешения капитана судна) лоцман подает в соответствии со «Стандартным морским навигационным словарем – разговорником», рекомендованным Международной морской организацией (ИМО).

В обязанности лоцмана при следовании по внутренним судоходным путям входит осуществление контроля за выполнением требований закона и правил по охране государственной границы, правил плавания, обязательных постановлений по портам, соблюдением правил по предупреждению загрязнения окружающей среды.

В отношении плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно – морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации, следует отметить, что такое плавание12 должно сопровождаться «пользованием услугами лоцманской, а при необходимости и ледокольной служб».

В районах необязательной лоцманской проводки судов, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010 № 86 «Об установлении районов необязательной и обязательной лоцманской проводки судов»13, капитан судна может взять на судно лоцмана, если в этом есть необходимость. Судовладелец оставляет за капитаном право (по своему усмотрению) пользоваться услугами лоцмана, возлагая при этом ответственность за безопасное плавание судна на капитана.

Капитан приглашает морского лоцмана для получения недостающей информации, необходимой для безопасного управления судном в районе лоцманской проводки. Он получает точную информацию от лоцмана как до начала проводки, так и во время ее осуществления, поскольку возможно возникновение каких-либо новых навигационных и иных фактов, правильное истолкование которых способен лучше дать лоцман.

В районах необязательной лоцманской проводки судов в целях защиты морской среды и предотвращения создания угрозы причинения ущерба морской среде федеральный орган исполнительной власти в области транспорта устанавливает в обязательных постановлениях по морским портам категории судов (перевозимого на них груза) в отношении которых лоцманская проводка будет обязательна.

Также капитан морского порта в районах, в которых лоцманская проводка судов является необязательной, может устанавливать обязательную лоцманскую проводку судов, которые имеют серьезные повреждения корпусов, механизмов или оборудования, что может существенно влиять на безопасность мореплавания в морском порту. В этом случае капитан судна уведомляется о том, что его судно должно следовать под лоцманской проводкой.

Следует отметить, что на основании Приказа Минтранса России от 20.09.2016 № 270 «Об утверждении Порядка предоставления   капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов», капитану судна предоставляется права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов при соблюдении некоторых следующих условий и если иное не предусмотрено обязательными постановлениями в морских портах:

  • капитан судна имеет стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна;
  • капитан судна:
  • за последние 12 месяцев до даты направления заявления совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов, в котором предоставляется Право плавания без лоцмана, не менее 18 заходов в морской порт, и/или выходов из морского порта, и/или транзитных проходов;
  • при наличии у капитана судна ранее предоставленного Права плавания без лоцмана за последние 18 месяцев до даты направления заявления совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов не менее 18 заходов в морской порт, и/или выходов из морского порта, и/или транзитных проходов;
  • в течение четырех месяцев за последние 12 месяцев до даты направления заявления работал в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов на судне, осуществляющем операции по обслуживанию и снабжению судов, находящихся в акватории морского порта, и (или) объектов инфраструктуры морского порта;
  • во время следования судна в районе обязательной лоцманской проводки в соответствии с расписанием несения вахты на ходовом мостике вместе с капитаном судна обеспечивается несение ходовой навигационной вахты еще одним судоводителем (помощником капитана), данное правило не применяется к судам портового флота.

В целях реализации права плавания без лоцмана капитан судна направляет капитану морского порта заявление в письменной форме почтовым отправлением или в форме электронного документа по электронной почте, в котором указываются:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство, дата рождения капитана судна;
  • дата выдачи, выдавший орган и номер квалификационного документа (диплома) капитана судна;
  • сведения о районе обязательной лоцманской проводки, для плавания в котором запрашивается Право плавания без лоцмана;
  • адрес электронной почты.

К заявлению прилагается копия квалификационного документа (диплома) капитана судна в письменной форме или в форме электронного документа.

Капитан судна, который ранее был лишен такого права, вправе направить заявлении капитану морского порта не ранее чем через 365 календарных дней после даты размещения распоряжения о лишении капитана судна плавания без лоцмана (предусмотренного п. 21 Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки судов).

В отношении капитана судна претендующего на Право плавания без лоцмана проводятся квалификационные испытания. Испытание проводится квалификационной комиссией, создаваемой капитаном морского порта, не позднее десяти рабочих дней с даты подачи заявления методом письменного или компьютерного тестирования по перечню вопросов, согласованных Росморречфлотом и размещенных на официальном сайте соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В состав Комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь и члены Комиссии (не менее трех), а также представители государственных органов, судовладельцев и лоцманских организаций.

Письменное или компьютерное тестирование осуществляется в присутствии Комиссии. Оценка результатов квалификационных испытаний производится по системе: «сдал», «не сдал». Оценка «не сдал» ставится, если по результатам тестирования получены неправильные ответы на 5 и более процентов от общего числа вопросов перечня вопросов.

Соответственно при оценке результатов квалификационных испытаний «сдал» Комиссия принимает решение о предоставлении Права плавания без лоцмана, которое в течение трех рабочих дней после даты проведения квалификационных испытаний оформляется соответствующим распоряжением капитана морского порта.

В распоряжении о предоставлении Права плавания без лоцмана указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, гражданство капитана судна, сведения о районе обязательной лоцманской проводки, даты начала и окончания действия Права плавания без лоцмана.

В случае отказа в предоставлении Права плавания без лоцмана повторное заявление может быть принято капитаном морского порта не ранее чем через 180 календарных дней после даты издания распоряжения об отказе в предоставлении Права плавания без лоцмана.

Интересно
Следует отметить, что в случая, если капитан судна в течение срока действия Права плавания без лоцмана совершил в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки судов не менее 18 заходов в морской порт, и/или выходов из морского порта, и/или транзитных проходов без нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, Право плавания без лоцмана предоставляется на основании заявления без прохождения квалификационных испытаний.

Также, если капитан судна портового флота, имеющий Право плавания без лоцмана, в течение четырех месяцев за последние 12 месяцев до подачи заявления работал в должности капитана судна в районе обязательной лоцманской проводки без нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов, Право плавания без лоцмана предоставляется на основании заявления, указанного без прохождения квалификационных испытаний.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)