Классификация образовательных методов
В настоящее время в науке имеются различные подходы к классификации методов обучения.
Так, если за основу берутся источники познавательной информации (слово, чувственный образ, практическое действие), то методы подразделяются на три группы – словесные, наглядные, практические.
Если принимают во внимание деятельность педагога и деятельность обучающегося, то различают:
- методы преподавания;
- методы учения.
Методы классифицируют в зависимости от дидактических целей:
- методы сообщения новых знаний;
- методы закрепления и др.
В зависимости от условий и форм организации учебной работы выделяют:
- индивидуальные;
- коллективные;
- на физкультурных занятиях;
- вне физкультурных занятий (прогулки, экскурсии).
Однако, следует отметить, что классификация, в основе которой лежит один какой-нибудь признак, страдает односторонностью и поэтому является неудовлетворительной.
Для действительно научной классификации нужен целостный, системный подход.
Таковой можно считать систему, предложенную Ю.К. Бабанским. Данная система включает три группы методов:
1. Методы организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
- перцептивные методы (чувственные), т.е. словесные, наглядные, практические;
- логические – методы, отражающие логику изложения учебного материала и восприятия его обучающимися;
- гностические, т.е. объяснительно-репродуктивные, исследовательские, поисковые;
- кибернетические, т.е. методы управления и самоуправления учением.
Между методами данной группы имеется взаимосвязь. И при выборе конкретного метода учитель не может упустить один из других указанных подходов.
3. Методы контроля и самоконтроля эффективности обучения (устный, письменный, машинный, программированный, в виде контрольных испытаний и т.д.).
При выборе тех или иных методов следует знать, что выбор зависит от:
- цели занятий;
- особенности учебного предмета;
- возраста и подготовленности детей;
- условий учебной работы;
- личностных качеств педагога.
Стереотипные действия педагога, равно как и чрезмерное включение в занятия обилия методов и приемов, равно опасны.
- Наглядные методы обучения
- Словесные методы обучения
- Методы обучения
- Физические упражнения как основное средство физического воспитания
- Педагогические классификации физических упражнений
- Характеристики движений
- Общее понятие о технике физических упражнений
- Содержание и форма физических упражнений
- Физическое упражнение
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу