Финансы, бухгалтерский учет и налогообложение военных организаций

Военная экономика является специфической во­енно-хозяйственной системой, которая охватывает производство, распределение, обмен (обращение) и потребление (использование) оружия и других предметов военного назначения, материально обеспечивая функ­ционирование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, поддержание обороноспособности государства в соответствии с его военной доктриной.

Особую группу военно-экономических отношений составляют военно-финансовые отношения.

Военные финансы являются звеном финансовой системы страны, т. е. имеют сущностные черты финансов в целом, а также неотъемлемой составной частью военной экономики, следова­тельно, отражают и присущие ей свойства.

Таким образом, военные финансы — военно-экономиче­ские отношения, складывающиеся в процессе создания, распреде­ления и использования стоимости совокупного военного продукта, формирования у субъектов военно-экономической деятельности фондов денежных средств, необходимых для обеспечения военной безопасности государства.

Сущность военных финансов проявляется в процессе реализации их функций: распределительной и контрольной.

Военные финансы, базируясь на движении фондов денежных средств, обслуживают в той или иной мере процесс производства, распределения и потребления совокупного военного продукта на всех организационных уровнях военной экономики и тем самым выступают универсальным инструментом стоимостного контроля за военно-экономической деятельностью и состоянием финансовой дисциплины.

Финансовая дисциплина — это соблюдение обяза­тельного для всех участников военно-экономической деятельности порядка ведения финансового хозяйства, установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств.

Военно-экономическое содержание военных финан­сов составляют специфические военно-финансовые отношения, ко­торые складываются:

— между обществом и структурами военной организации страны по поводу образования общего фонда денежных средств на оборону и военную безопасность;

— между государством и зарубежными партнерами по поводу военного и военно-технического сотрудничества;

— между государством в лице его различных органов и предпри­ятиями оборонно-промышленного комплекса по платежам в бюд­жет и финансированию из бюджета;

— между предприятиями оборонно-промышленного комплекса и предприятиями гражданского сектора экономики по поводу рас­четов за поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, необходимых для производства продукции военного назначения;

— между предприятиями оборонно-промышленного комплекса (в лице их различных органов) и работниками, занятыми в сфере оборонного производства;

— между предприятиями оборонно-промышленного комплекса и соответствующими организационными структурами Вооруженных Сил по поводу формирования и оплаты военных заказов;

— в рамках экономики Вооруженных Сил по поводу распределения и использования выделенных ассигнований.

В структуре военных финансов следует выделять общегосудар­ственные военные финансы; финансы предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса; финансы Вооруженных Сил.

Общегосударственные военные финансы охватывают отношения, складывающиеся при формировании фонда обороны, распределении валового внутреннего продукта и образовании военно-бюджетных ресурсов в интересах обороноспособности и военной безопас­ности страны.

Финансы предприятий и отраслей оборонно-промышленного комплекса отражают отношения, которые возникают при образо­вании и использовании фондов денежных средств, обслуживающих кругооборот фондов соответствующих предприятий и отраслей.

Финансы Вооруженных Сил охватывают ту область военно-фи­нансовых отношений, которые складываются в экономике Воору­женных Сил в процессе распределения стоимости конечного воен­ного продукта путем образования фондов денежных средств у субъектов военно-экономической деятельности в армии и на флоте и использования этих фондов для обеспечения боевой готовности Вооруженных Сил, социальной защиты личного состава.

Каждая из указанных групп военно-финансовых отношений может быть, в свою очередь, разделена на более узкие подгруппы исходя из экономического, организационного, ведомственного или отрас­левого признаков (например, в структуре финансов Вооруженных Сил выделяются финансы военных организаций). Все они в совокупности образуют военно-финансовую систему страны.

В Федеральном законе «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ) определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной вла­сти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.

Таким образом, основным инструментом реализации военно-финансовой политики, материально-вещественным проявлением финансов Вооруженных Сил является военный бюджет, под которым понимается «централизованный фонд денежных средств (ассигно­ваний), выделяемый в законодательном порядке на национальную оборону и другие военные нужды из государственного (федерального) бюджета в течение финансового года.

Военный бюджет — важнейший стоимостный инструмент реализа­ции военно-экономической, военно-финансовой, военно-технической, военно-социальной, военно-научной и военной политики государства».

Военный энциклопедический словарь определяет военный бюджет как «часть государственного бюджета, использующуюся на прямые военные расходы». Военный бюджет — категория отдельного (особен­ного) по отношению к более общему — военным финансам.

Наиболее общей категорией, которая характеризует военно-бюджетную политику, усилия государства по обеспечению военной безопасности, являются во­енные расходы. В федеральном бюджете раздел «Национальная оборона» предусматривает главным образом расходы на содержа­ние Вооруженных Сил, однако не менее ресурсоемкими являются и бюджетные статьи, обеспечивающие финансирование других ком­понентов военной безопасности России.

Суммарные военные расходы государства включают в себя оборонные и прочие расходы, сопутствующие им, расходы на содержание войск и воинских формирований различного назначе­ния, расходы оборонной промышленности и др. В основу этого деления положен принцип разделения внешней и внутренней безопасности государства.

Обеспечением внешней без­опасности в мирное время занимаются главным образом Воору­женные Силы Российской Федерации, тогда как обеспечением внутренней безопасности занимаются войска, воинские формирования и органы, созданные для выполнения задач в области охраны правопорядка и безопасности государства. Военная система отличается от оборонной системы, поскольку решает более широкий круг задач предотвращения и ликвидации внешних и внутренних угроз и опасностей.

Как отдельный документ военный бюджет в России не состав­ляется. Официальным доку­ментом, отражающим финансирование военных усилий государ­ства, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федера­ции является федеральный бюджет, включая его закрытую часть.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)