Экспертиза проектов правовых актов

Важнейшей формой правового контроля выступает экспертиза проектов правовых актов. Она призвана обеспечить высокое качество, законность, обоснованность и своевременность готовящихся юридических документов.

Если обратиться к этимологии слова «экспертиза», то следует отметить, что термин «экспертиза» образован от латинского слова «expertus» – происхождение. Под экспертизой одни специалисты понимают проведение определенных исследований по какой-либо теме.

Другие трактуют экспертизу как изучение предмета с целью составления документа в форме заключения. Однако, чтобы дать квалифицированное заключение, необходимо досконально его изучить, т. е. исследовать, используя для этих целей различные знания и методики.

В проведении экспертизы выделяются два уровня. Первый – это исследовательский, направленный на всестороннее изучение предмета.

Второй – непосредственное составление документа по результатам осуществленных исследовательских работ, который оформляется в виде соответствующего заключения.

Проект правового документа может быть подвергнут различным видам экспертных оценок.

Интересно
В первую очередь речь идет о правовой экспертизе, которой подвергаются проекты нормативных правовых актов, международных документов и гражданских договоров. Она заключается в оценке соответствия проекта правового акта актам высшей юридической силы, а также наличия в нем норм, конкурирующих с актами такого же уровня.

Ежегодно юристами системы МВД России проводится около 3 млн правовых экспертиз, из которых примерно 1,4 млн – по проектам правовых актов.

И здесь следует отметить, что приказом МВД России от 19 декабря 2018 г. № 8452 внесено изменение в п. 4 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, закрепляющее новые полномочия правовых подразделений в области правового контроля.

Так, к полномочиям правовых подразделений отнесено направление по решению руководителя органа, организации, подразделения предложений по устранению выявленных в ходе осуществления правового контроля либо по результатам анализа судебной практики нарушений законодательства Российской Федерации, требующих реализации должностными лицами органа, организации, подразделения, сотрудниками которых были допущены указанные нарушения.

Таким образом, впервые нормативно закреплен институт правового реагирования на выявленные в ходе осуществления правового контроля либо по результатам анализа судебной практики нарушения законодательства Российской Федерации.

Аналогичное предписание предусмотрено п.п. 11.3 Типового положения о правовом подразделении территориального органа МВД России на региональном уровне, утвержденного приказом МВД России от 17 декабря 2018 г. № 834.

Другими видами экспертиз проекта правового акта являются: антикоррупционная, независимая, криминологическая, лингвистическая, научная, финансово-экономическая.

Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении нормативных правовых актов, их проектов и рассматривается в качестве важнейшего средства профилактики коррупции. В ходе ее выявляются содержащиеся в названных документах коррупционные факторы.

Сравнительно новым методом, но уже завоевавшим свое место среди экспертных оценок, является также независимая экспертиза.

По тому смыслу, который ей придается, она означает взгляд на правовой документ со стороны.

При этом независимость такого стороннего взгляда на правовой акт или его оценку не всегда является критерием истины, однако в любом случае весьма точно отражает общий тон обсуждения и направление последующего решения проблемы для профессиональных экспертов.

С целью проведения независимой экспертизы нормативные правовые акты, разрабатываемые МВД России, подлежат размещению на федеральном портале проектов нормативных правовых актов – официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (regulation.gov.ru).

Кроме того, проекты федеральных законов, проекты указов Президента Российской Федерации, проекты постановлений Правительства Российской Федерации, подготавливаемые МВД России, а также проекты нормативных правовых актов МВД России, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, и имеющих межведомственный характер, за исключением проектов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат независимой антикоррупционной экспертизе.

Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы подразделение МВД России, являющееся головным исполнителем, размещает проект нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru.

Криминологическая экспертиза представляет собой исследование проектов нормативных правовых актов и других юридических документов, проводимое специалистами, обладающими специальными знаниями в области криминологии, на предмет установления их взаимосвязи как с самой преступностью, так и с предупреждением преступности.

Криминологическая экспертиза проводится в рамках криминологического знания и имеющихся научных знаний о развитии правовой материи. Ее цель – выявить и исключить нормы, которые создают или не исключают условия для нарушений закона, тем самым предупредить отрицательное криминогенное влияние проекта нормативного правового акта и минимизировать его криминогенные свойства.

Исходя из цели криминологической экспертизы, можно сформулировать ее три основные задачи:

  • объективное и всестороннее прогнозирование возможности возникновения рисков криминогенного характера (деструктивных факторов правового свойства) в процессе принятия и применения нормативных правовых актов, соответствующее современному развитию криминологической науки;
  • подготовка научно обоснованных предложений об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов недостатков, способствующих возникновению рисков криминогенного характера;
  • формирование предусмотренного в нормативных правовых актах системно согласованного правового регулирования, исключающего возникновение рисков криминогенного характера.

Основным критерием оценки проекта нормативного правового акта при проведении криминологической экспертизы является возможность возникновения рисков криминогенного характера в процессе его дальнейшего применения, в т. ч. обусловленных неоднозначностью его норм и неполнотой правового регулирования им соответствующей сферы общественных отношений.

Риски криминогенного характера могут возникать в результате содержащихся в проекте нормативного правового акта недостатков, которые могут быть связаны:

  • с социальной неадаптированностью, бессистемностью и противоречивостью методов и форм правового регулирования;
  • с неопределенностью объектно-предметного и субъектного составов правоотношений, условий и оснований их возникновения, изменения и прекращения;
  • с неопределенностью и разбалансированностью интересов субъектов правовых отношений, их прав и обязанностей, а также порядка их реализации и исполнения;
  • с отсутствием социальных, экономических и организационноправовых механизмов обеспечения реализации проекта нормативного правового акта, а также отсутствием контроля за исполнением его положений;
  • с установлением вида юридической ответственности, не соответствующей охране правовых отношений, порядком ее применения и исполнения, а также с неустановлением необходимой ответственности.

Как представляется, криминологической экспертизе должны подлежать наиболее значимые проекты нормативных правовых актов (при последующем контроле – нормативные правовые акты) в сферах законодательства о земле, о банках и банковской деятельности, о проведении аукционов, в т. ч. залоговых, о государственных заказах и целый ряд других. Это не исключает возможности проведения криминологической экспертизы соответствующими специалистами и в отношении проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на всех уровнях системы МВД России.

В настоящее время решение о проведении криминологической экспертизы нормативного правового акта принимается по мере необходимости его разработчиками и не обозначено в качестве обязательного (за исключением ее составной части – антикоррупционной экспертизы).

Использование криминологической экспертизы позволяет решить задачи формирования стройной системы предупреждения преступности, основой которой будет служить нормативная правовая база, приведенная в соответствие с криминологической действительностью. Она является необходимым элементом создания механизма системного воздействия на причины и условия преступности, а также блокирования криминогенных факторов.

Лингвистическая экспертиза при осуществлении правового контроля заключается в анализе текста правового акта с целью выявления выраженных в нем смыслов. В связи с этим задачей для проведения лингвистической экспертизы может быть поставлено исследование спорных положений проекта нормативного правового акта для установления того, какие варианты пониманий этих положений возможны с точки зрения обычного носителя современного русского языка, а также какие из возможных вариантов толкования нормы правового акта наиболее вероятны.

С учетом изложенного лингвистическая экспертиза не должна смешиваться с юридико-технической, орфографической, пунктуационной, грамматической оценкой (правкой) текста правового акта.

Она направлена прежде всего на достижение точного и недвусмысленного отображения и восприятия всеми той или иной дефиниции правового акта, т. е. ориентирована на реализацию принципа определенности правовой нормы.

В случае выявления различных вариаций смыслового восприятия правового акта, например, толкование условий договора, целесообразно привлечение эксперта, обладающего специальными лингвистическими познаниями.

Для постановки задач проведения лингвистической экспертизы проекта правового акта следует учитывать, что при ее осуществлении проверке и оценке подлежат:

  • способы языкового выражения основных нормативных понятий (насколько выбранные слова и их грамматические формы соответствуют идеям проекта нормативного правового акта);
  • соотношение абстрактных и конкретизированных способов изложения мысли с учетом содержания регулируемого вопроса и вида проектируемых норм (какова степень формальной определенности текста и не препятствуют ли чрезмерно абстрактные формулировки уяснению смысла нормативных предписаний);
  • степень смыслового соответствия при прямом и непрямом обозначении понятий (тождествен ли по смыслу избранный термин тем описательным конструкциям, которые могут заменять его в тексте нормативного правового акта);
  • системность терминов, их согласованность с терминологией действующего законодательства (можно ли по выбранному слову – термину точно идентифицировать данное нормативное понятие и определить его место среди других юридических понятий);
  • смысловая правильность конструкций с местоимениями;
  • смысловая и грамматическая правильность конструкций с перечислением;
  • смысловая правильность конструкций, содержащих несколько отрицаний;
  • соблюдение допустимой меры сложности текста с точки зрения закономерностей смыслового восприятия;
  • структура и грамматическая правильность терминологических словосочетаний;
  • целесообразность выбора заимствованных словоформ для обозначения нормативных понятий;
  • целесообразность нормативных дефиниций, того или иного их способа;
  • логическая, смысловая и грамматическая правильность словесных формул-определений;
  • целесообразность синонимии – параллельного использования разных языковых способов выражения одного и того же предметного содержания в случае положительного решения надлежит проверить смысловую равнозначность соответствующих конструкций);
  • четкость контекстуального разграничения многозначных слов (в какой степени обеспечено их единообразное, недвусмысленное восприятие и понимание);
  • правильность употребления слов, обозначающих родовые и видовые понятия (достаточно ли четко передаются родовидовые отношения нормативных понятий, соблюдена ли их логико-смысловая субординация, правильно ли выбрано слово по объему значения);
  • соблюдение синтаксических норм русского языка – правильность построения словосочетаний и предложений, а также логика межфразовых связей;
  • правильность и единообразие оформления рубрик в тексте (заголовки, членение на отдельные абзацы в сочетании с нумерацией либо без нумерации, объединение абзацев в группы);
  • правильность и единообразие употребления пунктуационных знаков внутри предложения – запятой, точки с запятой, скобок, тире, двоеточия в разделительной и выделительной функции.

По результатам лингвистической экспертизы в текст проекта правового акта вносятся необходимые правки. Лингвистическая экспертиза проводится соответствующими специалистами.

Проведение лингвистической экспертизы в обязательном порядке осуществляется в настоящее время при разработке проектов актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации.

Например, п. 6 ст. 94 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определено, что лингвистическая экспертиза проекта постановления Государственной Думы должна быть проведена не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления в Правовое управление Аппарата Государственной Думы письма о проведении указанной экспертизы.

Интересно
Научная экспертиза позволяет обеспечить должное качество проектов нормативных правовых актов, способствует созданию научно обоснованной системы издаваемых документов. Для ее проведения могут привлекаться специалисты научных институтов, образовательных организаций высшего образования, специализированных научно-исследовательских учреждений и организаций, ведущие ученые.

Обязательная научная правовая экспертиза предусмотрена для проектов федеральных законов, которая осуществляется ФГКУ «ВНИИ МВД России» в целях определения степени научной проработанности, качества, обоснованности и своевременности принятия проектов федеральных законов, определения возможной эффективности и вероятных отрицательных последствий их применения, а также разработки соответствующих предложений и рекомендаций по указанным проектам.

Кроме того, в процессе научной экспертизы оценивается соответствие содержания проекта нормативного правового акта, его концептуальной идеи современным научным воззрениям по предмету правового регулирования. В связи с этим анализируется актуальность поставленных задач и предлагаемых правовых средств, их решений.

В качестве научных экспертов оправдано привлечение специалистов, обладающих не только широкой эрудицией, но и непосредственными знаниями в той или иной области в зависимости от содержания проекта нормативного правового акта, что обеспечивает главным образом профессиональную оценку содержания проекта, решение той или иной конкретной проблемы. В ряде случаев с учетом профиля рассматриваемого проекта целесообразно проведение комплексной научной экспертизы с привлечением специалистов по различным отраслям знания.

В МВД России, в частности, создан Экспертный совет по вопросам нормотворческой работы, который является совещательно-консультативным органом ведущих ученых и практиков – экспертов по вопросам совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. На его заседаниях рассматриваются, как правило, важнейшие проекты законов, разрабатываемые в системе МВД России.

Так, в 2019 г. на заседании Экспертного совета были рассмотрены проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части декриминализации отдельных преступлений)», «О внесении изменений в статью 108 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка избрания меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в сфере предпринимательской деятельности».

Финансово-экономическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экспертных исследований и предполагает оценку эффективности решения проблемы, содержащейся в проекте нормативного правового акта. Она может проводиться как в отношении самого проекта нормативного правового акта, так и в отношении финансово-экономического обоснования.

При ее проведении обязательному рассмотрению подлежат вопросы соответствия правовых норм, регулирующих расходование средств федерального бюджета, бюджетному законодательству, в том числе нормативным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства, изданным в пределах предоставленных полномочий в установленной сфере деятельности.

Необходимость в ее производстве возникает в случае, если требуется оценка финансовых последствий принятия того или иного нормативного правового акта.

С этой целью исследуются наличие средств на реализацию положений нормативного правового акта, показатели инфляции, источники финансирования и др.

Осуществление экономической экспертизы проектов нормативных правовых актов в условиях реформирования экономики или выбора путей преодоления экономического кризиса является особенно актуальным.

Финансово-экономическую экспертизу проектов нормативных правовых актов целесообразно осуществлять на первых стадиях их подготовки.

Для проведения финансово-экономической экспертизы специалист, ее проводящий, должен обладать специальными познаниями в сфере бухгалтерского, финансового и налогового учета, экономики и управления производством, финансов и кредита, налогов и налогообложения, банковского дела, экономики труда, особенностей обращения и учета ценных бумаг и др.

В случае если проектом нормативного правового акта предусмотрено дополнительное финансирование, то обязательной проверке подлежит соответствие такого проекта положениям ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части указания источников финансирования.

Источники финансирования должны быть отражены в финансово-экономическом обосновании.

Финансовые обязательства, предусматриваемые проектом нормативного правового акта, должны также соотноситься с нормативно определенными сроками и объемом финансирования, предусмотренными на такие цели. Полномочия получателя (распределителя) бюджетных средств должны быть нормативно установлены и отражены в статусных документах.

Интересно
Ярким примером обязательного проведения финансово-экономической экспертизы является предусмотренная п. 6 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 2601 , обязанность подготовки проектов заключений на проекты федеральных законов.

Так, п. 60 указанного Регламента устанавливается, что проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на заключение в Министерство финансов Российской Федерации, а также финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта.

В заключении Министерство финансов Российской Федерации дает оценку финансовых последствий принятия соответствующих решений для указанных бюджетов и внебюджетных фондов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)